Удобный калькулятор голосов общего собрания (скачать). Cистемы электронного голосования коиб и кэг Средствам голосования

  • 10.03.2024

Подсчет голосов избирателей, установление итогов голосования и определение результатов выборов депутатов Государственной Думы происходит в соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации».

С 1995 года в России применяется Государственная автоматизированная система «Выборы» (ГАС «Выборы»), позволяющая предварительно проводить подсчет голосов очень быстро, буквально в ночь после голосования и показывать картинку на больших экранах в ЦИК России и на мониторах интернет-пользователей. Россия - единственная страна, которая размещает протоколы голосования в Интернете в течение суток.

После 20 часов, когда подведены итоги голосования на каждом избирательном участке, протокол участковой избирательной комиссии с итогами голосования привозят в территориальную избирательную комиссию, в которой размещен комплекс ГАС «Выборы». Ввод данных протоколов участковых избирательных комиссий в данный комплекс осуществляется системным администратором при обязательном присутствии председателя, заместителя, секретаря участковой комиссии, руководителя и группы контроля.

После ввода в комплекс территориальной комиссии данных протоколов с итогами голосования избирательных участков они передаются по каналам связи одновременно в базы данных комплексов избиркома субъекта России и ЦИК России, на которых осуществляется независимая, параллельная обработка одних и тех же данных. Данные за избирком из базы данных ЦИК России размещаются на технологическом сайте ЦИК. Председатель комиссии субъекта визуально сравнивает данные с итогами за свой субъект, с данными технологического сайта комплекса ЦИК и при их совпадении личным паролем дает санкцию на их размещение в Интернете. Если данные не совпадают, то проводится проверка, где произошла ошибка, на каком этапе.

Кроме того, что ГАС «Выборы» позволяет проводить подсчет голосов и размещать предварительные итоги голосования в режиме онлайн, система дает возможность с некоторой задержкой размещать их в Интернете или на мобильные телефоны в виде СМС.
Нормативная основа ГАС «Выборы» определена федеральным законом. Однако результаты подсчета голосов с помощью ГАС «Выборы» могут быть только предварительными, а точные - только по бумажным протоколам со всех участковых комиссий. То есть ГАС «Выборы» является вспомогательной системой.

Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Подсчет голосов начинается сразу после окончания голосования и проводится открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в протокол участковой избирательной комиссии. Подсчет производится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением председателя, заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. Все действия членов участковой избирательной комиссии должны находиться в поле зрения лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов избирателей.

В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Сначала вскрываются переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, которые заполнили досрочно проголосовавшие избиратели, затем с избирательными бюллетенями, которые заполнили избиратели, проголосовавшие вне помещения для голосования в день голосования. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашается число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверяется неповрежденность печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей.

Подсчет избирательных бюллетеней проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени по голосам избирателей, поданным за каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. После этого производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы (по каждой пачке отдельно) по голосам избирателей, поданным за каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов. Полученные данные после оглашения вносятся в протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

Избирательные бюллетени после завершения подсчета упаковываются в отдельные пачки по голосам избирателей, поданным за зарегистрированные федеральные списки кандидатов. В отдельные пачки упаковываются недействительные и погашенные избирательные бюллетени. На каждой пачке, в которой упакованы бюллетени, указываются число находящихся в ней избирательных бюллетеней, наименование политической партии, отмеченное в соответствующих избирательных бюллетенях, либо ставится отметка: "Недействительные бюллетени". Упакованные таким образом избирательные бюллетени, а также избирательные бюллетени, упакованные открепительные удостоверения, список избирателей помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, общее число всех упакованных избирательных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через две недели после дня голосования определяет результаты выборов. На основании протокола ЦИК принимает решение о результатах выборов депутатов Государственной Думы.

Существуют также комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ)- они работают, как обычный сканер, считывают галочки, поставленные избирателем, и выдают протокол. КОИБ - это деревянный ящик, в крышку которого встроено сканирующее устройство. Избиратель, сделав отметку в определенном квадрате в бюллетене, подходит к КОИБу, кладет бюллетень на лоток надписями вниз, и КОИБ этот бюллетень проглатывает. При этом отметка заносится в память. После завершения голосования к КОИБу подходят члены участковой комиссии и выводят с него итоговый протокол. Если произойдет какой-то сбой или кто-то из наблюдателей или членов избирательной комиссии усомнится в правильности работы КОИБа, председатель избирательной комиссии снимает пломбу, снимает переднюю дверцу этого ящика и достает оттуда все бюллетени на ручной пересчет.

Есть более современная аппаратура, работающая по другому принципу - это Комплекс электронного голосования (КЭГ). Это чувствительный сенсорный экран. Избиратель, придя на участок, расписавшись в списке избирателей на этом участке, получает доступ к этому экрану. Обычно на участке от 2 до 5 таких устройств сенсорного голосования. Здесь используется принцип работы банкомата: на экране надо выбрать соответствующее окошко и нажать на кнопку. Устройство запросит подтверждение выбора. Если избиратель не подтверждает, ему разрешается повторно выбрать на этом экране. И только когда избиратель нажмет кнопку "подтверждаю", его голос будет учтен и отпечатается на бумажном чеке. Затем после завершения голосования с этого комплекса также распечатывается протокол. Аналоги применяются в ряде стран, но не на всех участках.

Перспективный способ избавить волеизъявления граждан от налета "человеческого фактора" - это использовать технику: бездушные и аполитичные машины. От сторонников и противников их использования слышатся разные рассуждения и лозунги на этот счет.

Чтобы наше журналистское суждение на эту тему было взвешенным, мы решили провести собственное журналистское расследование. Начнем с того, что важно в первую очередь — с изучения и анализа уже имеющегося зарубежного и отечественного опыта.

Почти 150 лет назад новацией в избирательных технологиях были бюллетени для голосования, отпечатанные типографским способом, которые впервые были использованы на выборах в Австралии.

Прошло всего чуть более трех десятилетий — и предприимчивые американцы решили упростить труд не только производителей избирательной документации, но и самих организаторов выборов. Устройства для автоматизированного подсчета голосов получили путевку в жизнь 118 лет назад в штате Нью-Йорк. Это были рычажно-счетные автоматы. Таким образом, автоматизированному подсчету голосов уже более 100 лет. К 1930 году рычажно-счетные машины были установлены практически во всех крупных городах США, а их более усовершенствованные модификации -электромеханические- использовались до середины 90-х годов примерно в четверти графств с третью населения страны.

В шестидесятых годах начали применяться аппараты для голосования, где в качестве бюллетеня использовались уже перфокарты: избиратель пробивал с помощью компостера отверстия в перфокартах напротив фамилии выбранного кандидата. Голоса избирателей подсчитывались работниками на участках с помощью компьютера. Сама система подсчета голосов проверялась тестом на логику и точность, в некоторых штатах применялась перепроверка вручную. Впервые их увидели в 1964 году избиратели в американском штате Джорджия.

Примерно в это же время, появились знакомые нам сканеры избирательных бюллетеней. В экспериментальном порядке они были использованы в 1962 году в Калифорнии. Голосующие традиционно ставили отметки на бумажном бюллетене, а затем устройство автоматически их считывало и суммировало голоса. Эта технология успешно жива и по сей день.

Принципиально другие устройства — уже без бумажных бюллетеней — начали использовать в 1975 году. Устройства "с прямой записью" волеизъявления избирателя (DRE — Direct Recording Electronic) ведут учет голосов, записывая информацию прямо в память машины. За прошедшие годы в мире сменилось уже два поколения таких устройств. Кнопочные, которые до сих пор применяются, в частности в Индии, стремительно уступают место сенсорным.

Системы электронного голосования становятся популярными во многих странах мира, в ряде стран - они уже внедрены в избирательную практику. Свой опыт имеют США, Великобритания, Индия, Нидерланды, Бразилия, Бельгия, Венесуэла, Португалия, Испания, Филиппины, Эстония, Швейцария, Австралия, Австрия, Норвегия, Япония.

Сейчас для голосования на избирательных участках, в основном, используются два вида устройств — на основе оптического сканирования бумажных бюллетеней и т. н. "безбумажные", когда избиратель голосует по электронному бюллетеню.

У нас при голосовании на участках аж с 2004 года используются комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), в которых происходит оптическое сканирование отметок избирателей, проставленных в бюллетенях. Также и есть электронное голосование — с 2006 года используются комплексы для электронного голосования (КЭГ). На ближайших федеральных выборах этими устройствами будут оборудованы участки во всех субъектах РФ.

Из года в год разработчики систем голосования постоянно совершенствуют их под строгим надзором избирательных комиссий. Разных странах используются две основные технологии, по которым работают устройства для голосования на участках. Чем же они отличаются друг от друга? Чем это обусловлено? И, главное, сколько стоят в разных странах электоральные технические средства? Это мы и попытаемся узнать, используя только открытые информационные источники.

Александр Петров

Технология и оборудование для электронного подсчета голосов (электронного голосования) и регистрации (автоматизированная система поддержки и ведения заседаний).

…раздел проекта посвящен технологиям и оборудованию для электронного голосования (системам электронного подсчета голосов, регистрации, автоматизированным системам ведения заседаний) …

Что такое «система электронного голосования»?

Электронная система подсчета голосов и регистрации (далее — «система электронного голосования») представляет собой программно-аппаратный комплекс, предназначенный для проведения, контроля, подсчета, сохранения и вывода на печать или устройства отображения информации, как итогов голосования, так и процедур заседания.

Алгоритм работы комплекса и построение применяемых технологий определяется Регламентом проведения мероприятий на объекте.

Вариант технического задания «Информационно-звуковые технологии сопровождения и обеспечения мероприятий законодательных органов. Базовые функции системы электронного подсчета голосов и регистрации» на оcнове Регламента проведения мероприятий на объекте (txt-файл) .

Оборудование и программное обеспечение к нему изготавливается, дорабатывается и поставляется как в виде отдельной системы, так и интегрированной в состав конференц-системы объекта.

Состав и функциональные возможности определяются техническим заданием Заказчика и базируются на универсальных модулях и базовом программном обеспечении.

Виды голосований.

На наш взгляд эти устоявшиеся в практике голосований определения видов голосований не совсем корректны.

Так, например: имеются Альтернативное и Тайное (Закрытое) виды голосований. Но разве Альтернативное голосование само по себе не может быть Открытым, Тайным или Поименным?

Попробуем разобраться в этом и для начала выделим характерные черты этих терминов.

Открытое голосование . С этим понятием имеются наибольшие сложности. Чтобы было легче выделить отличительные черты этого вида голосования, обратимся к истории, ко временам, когда голосовали поднятием руки. В этом случае присутствующим в зале было видно, как голосуют другие участники совещания, а в протокол заносились только итоговые результаты голосования. Смеем предполагать, что именно эти признаки наличия информации об индивидуальных волеизъявлениях для присутствующих и наличие в протоколе только итоговых результатов голосования являются отличительными чертами данного вида голосования. То есть, при голосовании с мест нужно выводить на групповой монитор не только итоги голосования, но и поименные итоги голосования, не занося их в протокол. К особенностям открытого электронного голосования необходимо также отнести меньший конформизм, т.к. результаты голосования становятся доступными присутствующим после окончания процедуры голосования, а не в ее процессе.

Из приведенных отличительных признаков данных видов голосований нетрудно увидеть, что они никак не зависят от процедур голосования, а лишь определяют доступность к информации об индивидуальных волеизъявлениях депутатов.

Таким образом, все наиболее часто применяемые виды голосований можно классифицировать по следующим основным признакам:

по доступности информации о индивидуальных волеизъявлениях депутатов голосования подразделяются на Поименное, Открытое, Тайное (Закрытое) ;

по количеству выбираемых вопросов решения голосования подразделяются на Одновариантные и Многовариантные .

Альтернативное — депутат может отдать голос только за один из предъявленных вариантов голосуемого вопроса. Подсчет голосов и предъявление результатов голосования производится одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование;

Рассмотренные признаки классификации являются независимыми, — мы имеем матрицу 3×3 возможных видов голосований и, следовательно, возможно прийти к идентичности понятий данного вопроса у Исполнителя работ и Заказчика и определить какие виды голосования необходимо реализовать при создании систем голосования.

Наше понимание приведено в таблице, где знаком "+" помечены те виды голосований, которые должны быть реализованы в системах голосования, знаком "х" помечены те виды голосований, которые реально не требуются для систем голосования.

Программное обеспечение.

Специальная программа, разработанная СКБ КП ИКИ РАН, работает в среде WINDOWS, может управлять всеми функциями аппаратно-программного комплекса..

Электронное голосование - термин, определяющий различные виды голосования , охватывающий как электронные средства голосования (электронная демократия), так и технические электронные средства подсчёта голосов . Разновидностью электронного голосования являются Интернет-выборы .

Технология электронного голосования позволяет ускорить процесс подсчёта голосов, а также позволяет голосовать людям с ограниченными возможностями. Но в настоящее время ведутся споры о том, что электронное голосование может быть подвержено нарушениям .

Технологии

Устройства подсчёта голосов

Более новая система оптического сканирования может считывать с бюллетеня отметку, поставленную избирателем.

Устройства заполнения

Существуют системы, включающие в себя и устройство заполнения электронного бюллетеня (сенсорный экран , либо сканер штрих-кода). Также они, зачастую, оснащены дополнительным вспомогательным устройством для распечатки бумажной копии бюллетеня либо квитанции о голосовании. Хранение и подсчёт голосов при этом происходит на отдельном устройстве.

Бумажно-электронная система голосования

Обычная бумажная система голосования подразумевает использование бумажных бюллетеней для голосования и ручной подсчёт голосов, с появлением электронных таблиц появились системы, в которых бюллетени заполняются вручную, а подсчитываются электронным способом (системы голосования с помощью перфокарт, системы считывания меток , а позднее и системы с использованием цифрового пера).

Система голосования с прямой записью

Система голосования с прямой записью осуществляет сбор голосов путём предоставления механических или электрооптических компонентов (как правило, кнопки или сенсорные экраны), которые могут быть использованы избирателем. Информация о голосах накапливается на специальных носителях ; после голосования она сводится в таблицы, хранимые на съёмных носителях, а также может быть распечатана.

Также система может передавать итоги в центр голосования для сверки и подсчёта.

Примеры: ГАС «Выборы»; КЭГ

Системы голосования, использующие публичные сети

Это системы голосования, использующие и электронные бюллетени, и передающие информацию о голосах с мест голосования по открытым компьютерным сетям . Информация может передаваться после каждого голоса, периодически в виде набора голосов, либо один раз по окончании голосования. Таким образом организованы Интернет-голосования и телефонные голосования. В подобных системах может использоваться как подсчёт голосов на месте голосования, так и централизованный подсчёт.

Анализ систем электронного голосования

Системы электронного голосования могут быть использованы на любой стадии создания, распространения, голосования, сбора и подсчёта голосов, предоставляя при этом определённые преимущества. Недостатки при этом также имеют место быть из-за ошибок и недочётов электронных компонентов. Чарльз Стюарт из заявил, что в 2004г было подсчитано на 1 млн голосов больше по сравнению с 2000г из-за того, что электронные системы исключают возможность пропуска голосов, в отличие от механических систем подсчёта.

В мае 2004 года Отдел Правительственного Учёта США опубликовал отчёт под названием «Преимущества и текущие задачи электронного голосования», в котором были проанализированы преимущества и проблемы электронного голосования. Второй отчёт под названием «Работы по улучшению безопасности и надёжности систем электронного голосования», опубликованный в сентябре 2005г, описывал некоторые проблемы электронного голосования и предстоящие улучшения. В отчете было показано, что системы электронного голосования становятся всё более сложными, включающими в себя программное обеспечение, поэтому возможны различные виды нарушений . Также говорилось, что поскольку избиратели не могут как-либо подтвердить свой голос, то таким системам нельзя доверять. С другой стороны, некоторые ИТ-специалисты говорят, что нельзя доверять любой программе, автором которой ты не являешься.

Некоторые криптографические решения позволяют избирателю самому подтверждать правильность выбора, не прибегая к услугам третьей стороны. Каждый голос может быть помечен случайным образом сгенерированным идентификатором сессии, что позволяет избирателю проверить, что его голос был правильно учтён, с помощью общедоступной системы наблюдения за голосованием.

Намерения избирателей

Системы электронного голосования могут обеспечивать обратную связь с избирателем для выявления таких проблем, как недостаточное или превышенное количество голосов, которые могут привести к порче бюллетеня. Немедленная обратная связь может быть полезной для уточнения намерений избирателя.

Аудит

Основная проблема с любым устройством для голосования - убедиться в том, что голоса правильно учтены и записаны. Она часто решается с помощью независимой системы аудита , также называемой «независимым подтверждением». Такие системы включают в себя возможность проверки избирателями, как их голоса были подсчитаны.

Для убеждения избирателей в правильности подсчёта голосов, предотвращения сбоев или мошенничества и проведения аудита, существует множество технологий. Некоторые системы используют криптографию , бумажное подтверждение, аудиоконтроль , а также технологию двойной записи (на электронный носитель и бумагу).

Профессор Ребекка Меркьюри, создатель концепции VVPAT (аудит по заверенным избирателями бумажным бюллетеням), обосновывает эффективность распечатывания бумажного бюллетеня с целью дальнейшего его подтверждения избирателем перед окончательным учётом (впоследствии этот метод стали называть «Метод Меркьюри»). Чтобы быть окончательно подтверждённым, голос должен быть подтверждён избирателем без использования визуальных или аудиосредств. Если избиратель вынужден использовать, например, сканер штрих-кода для того, чтобы подтвердить свой выбор, то такой голос не может считаться действительно подтверждённым, так как по сути подтверждает не сам избиратель, а электронное устройство.

Системы голосования со сквозным аудитом выдают избирателям подписанные квитанции, которые можно забрать домой. Такие квитанции не позволяют узнать, как именно проголосовал избиратель, но позволяют проверить, что голос был учтён, узнать общее количество голосов и результаты голосования.

Системы, позволяющие посторонним узнать, как именно проголосовал избиратель, никогда не использовались на государственных выборах, и были объявлены незаконными. Основная причина этого решения - возможность запугивать избирателей и покупать их голоса.

Также системы аудита могут использоваться для обнаружения неполадок оборудования и случаев мошенничества. В случае использования системы VVPAT, бумажный бюллетень является основным документом, а электронные голоса используются только для предварительного подсчёта. Для успешного аудита устройства для голосования необходима целая последовательность мероприятий.

Аппаратное обеспечение

Неправильное обеспечение безопасности аппаратной части может привести к серьёзным проблемам. Постороннее оборудование может быть внедрено внутрь устройства для голосования или между пользователем и устройством недобросовестным обслуживающим персоналом, так что даже опечатывание устройства не всегда помогает.

Программное обеспечение

Специалисты по безопасности, например Брюс Шнайер , считают, что исходный код программного обеспечения , использующегося в устройствах для голосования, должен быть открыт для публичного изучения. Другие призывают к тому, чтобы программное обеспечение создавалось и распространялось как свободное .

Тестирование и сертификация

Одним из методов выявления ошибок является параллельное тестирование , проводящееся в день выборов с произвольно выбранными устройствами. Так, на президентских выборах в США 2000 года неправильно были учтены только в среднем 2 голоса по каждому избирательному округу.

Прочее

Поток критики можно уменьшить проведением осмотров и проверок с целью выявления мошеннического аппаратного и программного обеспечения, а также проведением комплекса мер по предотвращению его внедрения. Достоинствами систем электронного голосования являются небольшое время подсчёта голосов и увеличение явки избирателей, особенно при проведении интернет-голосований.

Критики также говорят о том, что при проведении дистанционного голосования очень сложно или невозможно идентифицировать избирателя, поэтому такие голосования сильно уязвимы.

До сих пор неясно, меньше ли общая стоимость электронных систем голосования стоимости иных систем.

В России

Известные проблемы

  • 2000 год, Калифорния - проблемы с системами электронного голосования во Флориде во время президентских выборов .
  • 2 марта 2004 года, Калифорния - неправильно настроенный сканер отметок пропустил 6692 пустых бюллетеня во время президентских выборов .
  • 2 марта 2004 года, Калифорния - устройства PES TSx не позволили большому количеству избирателей исполнить свой долг из-за неисправных считывателей электронных карт для голосования.
  • 30 октября 2006 года - в Нидерландах была отозвана лицензия на 1187 устройств из-за того, что они позволяли подслушивать за процессом голосования с расстояния до 40 метров.
  • Октябрь 2006 года - на выборах в Майами , из-за неправильной калибровки сенсорного экрана три голоса были учтены как голоса за демократов, хотя отображались как голоса за республиканцев.
  • Устройства AccuVote-TSx были изучены группой учёных из университета Принстона . Они показали, что на эти машины может быть установлено мошенническое ПО менее чем за минуту. Также, учёные обнаружили, что эти устройства могут передавать друг другу компьютерные вирусы во время сеансов связи до или после выборов.

В кино

  • В фильме «Человек года » (2006) герой Робина Уильямса выигрывает президентские выборы благодаря ошибке во время подсчёта голосов на электронном устройстве.
  • Д/ф «Взламывая демократию» () запечатлел аномалии и нарушения в работе электронных систем для голосования, произошедшие с 2000 по 2004г, особенно во Флориде .
  • Д/ф «Неучтённый» () показал проблемы АО и ПО устройств Diebold .

См. также

Примечания

Ссылки

  • Бразилия - страна сплошной электоральной автоматизации

ДОКЛАД

по дисциплине «Современный электронный офис»

на тему: «Электронные выборы»

Выполнил:

студент группы

Ступина А.А

Астрахань 2011 г.

Информационные технологии шагают вперед семимильными шагами. При помощи Интернета и мобильной связи можно общаться, совершать покупки, следить за состоянием банковского счета, записываться на прием к врачу, получать справки и даже наблюдать за улицами в отдаленных городах. Естественным шагом было бы и выполнение своего гражданского долга – голосования – посредством Всемирной сети и информационных технологий. Но доросла ли наша цивилизация до того, чтобы доверить сетям передачу власти, или Паутина еще слишком уязвима для технико-политических манипуляций?

Впервые термин «элек­тронное голосование» был введен в 1960-х годах, когда во всем мире применя­лось голосование с помощью бумаж­ных бюллетеней. Использование Интернета и телефона для голосования стало обсуждаться лишь в 1980-х годах, но эти средства не предполагалось использовать на всеобщих выборах или референдумах вследствие их слабой информационной защищен­ности. Первые системные публика­ции на тему электронных выборов появились в 1981 году , а первые мас­штабные экспериментальные шаги в этом направлении были сделаны всего 10 лет назад.

Электронное голосование может проводиться на избирательном участке с использованием бумажно-электронной системы голосования (система оптического сканирова­ния), системы голосования с пря­мой записью (прямой записи через сенсорный экран или кнопочный терминал).

Самостоятельным видом элек­тронного голосования является дистанционное голосование (без присутствия избирателя на избира­тельном участке) с использованием информационно-телекоммуника­ционной сети общего пользования Интернет (интернет-голо­сование) или других каналов связи (например, телефонная линия, мо­бильная телефонная связь).



Какие же задачи должны решать электронные выборы и электронное голосование? 1) быстрее считать итоги; 2) облегчить гражданам процедуру участия в выборах; 3) удешевить организацию выборов.

Голосование через Интернет или мобильные сети - всего лишь еще один способ подачи голоса избирателя непосредственно в избирательную комиссию. Электронное голосование - это, фактически, дистанционное голосование, позволяющее не привязывать волеизъявление гражданина к месту его нахождения . Т.е. избирателям предоставляется воз­можность голосовать не только на избирательном участке своего из­бирательного округа, но и в ином месте; обеспечивается участие в выборах и референдумах всех граждан, имеющих право голосовать, в особенности, проживающих или временно находящихся за рубежом (они представляют "достаточно большую группу изби­рателей: по состоянию на 1 июля 2009 года за рубежом находилось более 1 миллиона 650 тысяч избирателей, обладающих активным избиратель­ным правом. Однако же голосуют обычно 200-250 тысяч человек ). Но это далеко не единственное преимущество.

Считается, что поддержка электронного голосования должна повысить явку избирателей путем предоставления дополни­тельных каналов для голосова­ния за счет заинтересованной молодежи и людей с ограниченными физическими возможностями , которые испытывают сложности с перемещением на избирательный участок.

Одной из целей развития электронного голосования является снижение вероятности искажения или подтасовки результатов за счет уменьшения влияния на весь процесс так называемого "человеческого фактора" (повышение оперативности и надежности передачи резуль­татов голосования ). Также пропагандируется снижение воздействия на избирателя местного административного ресурса.

И, хотя придумать и воплотить в жизнь систему электронного голосования сложно и дорого, на практике эти инвестиции оправдывают себя: затраты делаются единократно (до момента износа техники или морального старения программного оборудования), а использовать их можно многократно, не тратя деньги на отпечатывание бюллетеней (со временем общие расходы избирательных органов на проведение выборов или рефе­рендумов должны сократиться) .

Но все ли так гладко на практике?

Существует ряд проблем , связанных с введением электронного голосова­ния:

· техническая сложность процеду­ры интернет-голосования;

· невозможность обеспечения всеобщего доступа к каналу для дистанционного и электронного голосования;

· возможность установления связи между поданным голосом и кон­кретным избирателем (наруше­ние тайны голосования);

· трудность или невозможность по­вторного пересчета голосов;

· сложность контроля и наблюде­ния со стороны общественности;

· попытки блокирования извне до­ступа к услугам системы;

возможность фальсификации данных или несанкциониро­ванного вмешательства в работу системы.

Показательный пример: в марте 2009 года ЦИК РФ проводил очередной электронный опрос примерно 30 тысяч избирателей. Система голосования была подвергнута хакерским атакам - всего их насчитали около 270 тысяч раз (часть из них проводилась с территории России, часть – из-за рубежа). Никаких нарушений в работе системы электронного опроса они не вызвали. Эта цифра настораживает, так как, если учесть, что проведенный эксперимент не имел юридической силы, страшно представить, с какой силой могут атаковать систему во время реального голосования. С другой стороны, представители ЦИК сами призывали активистов попытаться обмануть компьютерную систему - так как это позволит наглядно увидеть недочеты и исправить их. В тюрьму за несанкционированный доступ к информации ЦИК пообещал не сажать, а наоборот – поблагодарить за вклад в развитие избирательных технологий.

Хакеры - не единственная опасность для электронных выборов. Практика экспериментов в разных странах продемонстрировала, что современные системы зачастую уязвимы перед обычными перепадами пользовательского трафика . А во время очередного этапов выборов президента США в 2008 году результаты на одном из избирательных участков были фальсифицированы из-за обычного сбоя электричества - будничной бытовой проблемы, от которой нельзя быть полностью застрахованным.

Наконец, некоторые люди склонны считать, что электронные формы голосования противоречат принципу гласности и открытости выборов. Конституционный суд Германии в этой связи в марте 2009 года запретил использовать компьютеры в голосованиях .

Все это требует включения в разработку системы электронного голосования таких параметров, как идентификация пользователя (гражданина), деперсонификация собранных голосов, защита информации и т.п.

На первом месте в разработке системы электронного голосования стоит информационная безопасность. Каким образом сервер избирательной комиссии подтвердит личность избирателя? Какими средствами можно предотвратить голосование от имени других избирателей? Проблема имеет и обратную сторону: как избиратель может проверить, что он получил доступ именно к сайту избирательной комиссии, а не к мошенническому ресурсу? Ответить на эти вопросы может позволить система электронной цифровой подписи, функционирующей по принципу "открытого" и "закрытого" ключей. Электронные ключи (цифровые подписи) ,как серверу избирательного участка, так и голосующему гражданину, могут выдаваться уполномоченным агентством (в российском случае - это система центров, созданных Федеральным агентством по информационным технологиям). Доступ к сайту избирательной комиссии для волеизъявления граждан осуществляется при помощи "открытого" ключа. Результат голосования шифруется "закрытым" ключом и отправляется на сервер.

А вот обеспечение анонимности голосования - это ответственность провайдеров . При проведении электронных выборов важно, чтобы не прослеживалась связь конкретного бюллетеня с определенным избирателем. В привычной схеме выборов достаточно убедиться, что бюллетень не подписан вашей фамилией. С применением схем электронного голосования избиратели уже не смогут самостоятельно убедиться, что информация, позволяющая идентифицировать их личность, не была прикреплена к бюллетеню при отправке на сервер голосования. Для обеспечения анонимности используются серверы деперсонификации , стирающие эту информацию. Для многих людей, не знакомых с принципами работы системы, это будет вопрос веры. Да и в целом доверие к электронным средствам голосования - одна из актуальнейших проблем.

Опросы в разных странах показали, что интерес к голосованию с помощью сети Интернет напрямую зависит от уровня образования человека и его возраста , но совсем не зависит от политических взглядов и уровня дохода. При этом основные два фактора (возраст и образование) повторяют общую картину по пользователям Всемирной сети. Таким образом, для электронного голосования, как и для современных средств коммуникаций посредством Интернета, существует еще одна значительная проблема - обучение. Несмотря на все старания разработчиков, дистанционное волеизъявление пока остается технически сложным.

В настоящее время многие стра­ны активно разрабатывают наци­ональные проекты электронного голосования избирателей .

Российская Федерация на­ряду с другими странами с развитой информационно-телекоммуника­ционной структурой активно осва­ивает современные информацион­ные технологии при организации и проведении выборов.

В нашей стране в соответствиисФедеральным законом от 10 ян­варя 2003 года «О Государственной автоматизированной системе Рос­сийской Федерации «Выборы» для автоматизации избирательного процесса применяется ГАС «Выбо­ры» , а также технические средства подсчета голосов - комплексы обра­ботки избирательных бюллетеней (КОИБ ) - система оптического ска­нирования, автоматически считы­вающая информацию с бумажного бюллетеня, а также комплексы для электронного голосования, (КЭГ ) - система прямой записи через сен­сорный экран (без использования бумажного бюллетеня).

10 октября 2010 года впервые в нашей стране так широко приме­нялись комплексы обработки избирательных бюллетеней - оптические сканеры , считывающие и до 2015 года этот показатель уве­личить до 70%, оставив не оснащенными такой техникой только участки с малым числом из­бирателей.

После первого использования КЭГ в ходе выборов в областную думу в Великом Новгороде в 2ооб году они были доработаны, и сейчас каждый такой прибор включает в себя ми­ни-принтер , на фискальной ленте которого избиратель может видеть подтверждение своего выбора по каждому бюллетеню. В случае не­обходимости ленту можно вскрыть и по ней произвести подсчет голо­сов вручную. В результате проведен­ной модернизации комплекс может работать в автономном режиме от 6 до 12 часов , что, при возможном пропадании штатного электропи­тания на избирательном участке, позволит обеспечить электронное голосование с момента его открытия и до закрытия.

Можно отметить, что оптические сканеры (КОИБ) затратны, поскольку сохра­няется бумажный бюллетень, КЭГ через некоторое время могут себя окупить, поскольку исключаются расходы на изготовление и пере­возку бумажных бюллетеней. А дистанционное голосование дает экономический эффект прежде все­го за счет снижения транспортных издержек, общих затрат на обеспе­чение голосования на избиратель­ном участке.