Социальное партнерство в образовании: примеры. Социальное партнерство как фактор успешного развития государственно-общественного управления образовательной организацией Методы социального партнерства в образовании

  • 04.03.2024

Образование во все времена считалось непреходящей ценностью, ибо оно является основой экономического развития общества, одним из факторов социальной стабильности, источником роста интеллектуального ресурса и духовно-нравственного потенциала населения. Образовательные потребности населения растут, повышается число претендентов на получение высшего, специального, профессионального дополнительного образования. В ответ на это увеличивается разветвленность сети образовательных учреждений разного типа, развивается инфраструктура образования - формы управления, методические и исследовательские службы; укрепляется кадровая база, обновляется содержание и методы образования, усиливается ориентир на индивидуальные запросы и возможности обучающихся. Особые претензии предъявляются к качеству образования как соответствию ожиданиям общества и личности - это делает актуальным развитие образования как открытой системы, структурно-функциональная характеристика которой обусловлена взаимодействием с социумом.

Открытость образования предполагает прозрачность целей, формирование в общественном сознании понимания зависимости качества жизни от состояния образования - его качества, доступности, всеохватности, объединения различных социальных групп и вовлечения их в процесс развития образования в качестве партнеров. Социальными партнерами становятся индивидуальные и коллективные субъекты, разделяющие ценностные установки современного образования, заинтересованные в выработке единой образовательной политики, способные действенно поддержать образование в решении реальных проблем становления и развития его системы.

Достижение высокого качества образования предполагает органичное сочетание образовательных традиций и инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески осмысленное относительно отечественной педагогической реальности и стратегических целей социокультурного развития общества.

Законодательную основу для разработки модели социального партнерства в сфере образования в целом дает Гражданский кодекс РФ, Закон РФ "Об образовании", Закон РФ "О некоммерческих организациях", Закон РФ "Об общественных объединениях", Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 "О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации". Правовую базу организации социального партнерства на муниципальном уровне создают федеральные законы "О местном самоуправлении в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.

Партнерские отношения могут рассматриваться в качестве межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется общими ценностно-целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением, то есть - совместное развитие системы ценностей.

Такая модель была создана в педагогических коллективах МОУ СОШ №93 и МОУ Новочановской СОШ Барабинского района Новосибирской области. Первого сентября 2006 года был заключен договор о социальном партнерстве в образовании, основополагающая идея которого: разработать и внедрить новые формы организации образовательного процесса при работе с одаренными детьми в образовательных учреждениях Барабинского района.

Цель работы: разработка и реализация условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг, сохранение и укрепление здоровья обучающихся в период реструктуризации сети образовательных учреждений Барабинского района.

  1. Организация совместной деятельности педагогических коллективов участников эксперимента по изучению и внедрению педагогических инноваций в учебно-воспитательный процесс в целях повышения качества и доступности образования.
  2. Создание благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся МОУ СОШ №93 и МОУ Новочановской СОШ.
  3. Распространение результатов эксперимента среди образовательных учреждений Барабинского района.
  4. Реализация развивающих и воспитательных возможностей школ в совместной деятельности.

Реализация этих задач позволила:

  1. Создать модель единого образовательного пространства.
  2. Создать ресурсно-методический центр на базе наших школ.
  3. Повысить уровень квалификации учителей наших школ через реализацию модернизированной модели научно-методической службы.
  4. Улучшить показатели обученности учащихся через:
    - оптимальное и эффективное развитие познавательных способностей личности учащихся;
    - реализацию современных моделей обучения и технологий.
  5. Эффективно использовать учебно-методические и материально-технические базы наших школ в образовательном процессе.

При определении методов исследования участники эксперимента руководствуются следующими принципами педагогической деятельности:

  • Принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, наставничества.

Метод выявления одаренных детей

Для реализации данного метода необходимо решить следующие задачи:

  • Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  • Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, повышение квалификации;
  • Накопление библиотечного материала по данному вопросу;
  • Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения диагностики;
  • Проведение различных внеурочных конкурсов интеллектуальных игр олимпиад позволяющих учащимся проявить свои способности.
  • Основные принципы построения схемы выявления одаренных детей:
  • Определение наиболее емкого и практически применимого понятия одаренности.
  • Разработка плана и программы обучения одаренных детей.
  • Разработка процедуры оценки:
    - определение функций, подлежащих оценке;
    - определение подлежащих сбору сведений.
  • Уточнение критериев отбора.
  • Обеспечение действенности поиска и выявления способных детей.

Метод создания условий для оптимального развития одаренных детей.

Для реализации второго метода необходимо решить следующие задачи:

  • Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности - в области художественного развития. В связи с этим часы вариативной части в обучении младших школьников используются на организацию творческих мастерских.

Творческие мастерские на базе Новочановской СОШ:

  • Музыкальная мастерская (музыкальный класс);
  • "В мире прекрасного" (изобразительная деятельность);
  • Мастерская здорового образа жизни;
  • Клуб исследователь.

Творческие мастерские на базе СОШ №93:

  • Мастерская художественного слова;
  • Интеллектуальный клуб;
  • Ремесленная мастерская (прикладное искусство);
  • Детские газеты "Школяр" и "Школьный вестник".

Урочная и внеурочная деятельность строится таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах второй и третьей ступени.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы. Основой такой системы выступает "погружение в культуру", функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом - игра.

Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса предметных и личностных компетенций. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе:

  • Индивидуализированные формы учебной деятельности (работа по индивидуальным программам);
  • Выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
  • Самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы);
  • Четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.

Основными видами деятельности являются:

  • мастер-классы ведущих учителей школ-участников эксперимента;
  • совместные конкурсы исследовательских работ;
  • система внеурочных мероприятий;
  • организация летней школы одаренных детей - научно-исследовательской экспедиции школьников на озеро Чаны.

3. Метод работы с педагогическими кадрами

Понимая, какие серьезные задачи стоят перед учителем, работающим со способными и одаренными детьми, необходимо направлять для работы в предпрофильные и профильные классы высококвалифицированных учителей, т.е. проявлять особый подход к решению кадровых вопросов. При этом необходимо осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Первое направление педагогического "всеобуча" - проектирование образовательных программ. Учителя должны уметь разрабатывать авторские программы

  1. Индивидуализированность программ. Программа должна учитывать такие факторы, как опыт, специальную подготовку, мировоззрение и интересы учащихся, то есть быть гибкой и отвечать индивидуальным и групповым потребностям.
  2. Участие в составлении программ. Руководители совместно с рядовыми учителями определяют, что должно входить в программу практического обучения.
  3. Персональная ответственность за разработку и координацию программы. Планы программ должны тщательно разрабатываться и выполняться, включая как долговременные, так и промежуточные цели. Руководитель программы обязан следить за ее выполнением.
  4. Разнообразие методов в программе. Хорошая программа должна уделять специальное внимание использованию разнообразных методов и приемов, чтобы программы обучения были интересными и творческими.

Второе направление педагогического "всеобуча" - научно-методическая работа на основе общей стратегической цели и единой методологии педагогического поиска.

Предполагается организация теоретико-педагогического и методологического всеобуча педагогических коллективов в форме постоянно действующего научно-методического (проблемно-практического) семинара. Выделены три группы основных задач организации семинара. Первый блок задач: педагоги должны разобраться в сущности ряда основных идей и понятий, связанных с зарубежным и российским опытом использования новых педагогических технологий; подвергать их педагогическому анализу. Второй блок задач связан с процессом самоанализа и формированием образовательно-профессиональной ориентации. Задачи третьей группы - это актуализация профессионального опыта и творческого потенциала педагога.

Такой всеобуч будет проходить в три организационных этапа.

Первый - "Методический калейдоскоп". В течение года педагогические коллективы школ составят представление о направлениях поиска и достижениях в российской и зарубежной педагогике. Учителя посещают презентационные семинары, мастер-классы, заседания районных и школьных методических объединений, где знакомятся с уже апробированными технологиями и методиками, пробуют включать отдельные элементы в практику урока. К концу этого этапа учителя определяют сферу своих профессиональных интересов, выбирают "образовательный маршрут", объединяются в группы единомышленников.

Второй этап - обучение. Учителя объединяются по группам обучения выбранной технологии. Ведущие специалисты по данной теме. Занятия проводятся в режиме модельных уроков с последующим их глубоким анализом. Занятия чередуются с апробационными уроками. Затем педагоги обобщают свой опыт, участвуют в работе конференций и конкурсов, публикуются в образовательных СМИ. Таким образом, реализуется способность педагогов к педагогическому взаимодействию.

На третьем этапе происходит внедрение в педагогическую практику выбранной технологии. Здесь же проводится диагностика различных видов. На этом этапе формируется учебно-методический комплекс по учебным предметам и технологиям.

ЧТО РЕАЛИЗОВАНО:

№ п/п Содержание деятельности
1. Семинар-практикум "Методология и методика педагогического исследования".
2. Семинар-практикум "Гуманистическая педагогика: сущность, опыт, результаты".
3. Мастер-класс "Организация профильного обучения и внедрение ИКТ".
4. Выступление на семинаре директоров школ по теме эксперимента.
5. Семинар учителей-естественников "Организация научно-исследовательских экспедиций школьников".
6. Семинар "Исследовательская и проектная деятельность учащихся в образовательном процессе".
7. Мастер-класс "Модернизированная модель единой научно-методической службы школ".
8. Семинар-практикум "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании".
9. Приказ об организации совместной работы НОУ:
Научно-исследовательская работа по направлениям.
Научно-практическая конференция.
10. Совместная работа над программами "Одаренные дети" и "Здоровье".
11. Проведена научно-исследовательская экспедиция школьников на озеро Чаны.
12. Систематическое проведение диагностической работы по выявлению одаренных детей и организации дальнейшей работы с ними
13. Участие в районных педчтениях, семинарах, конференциях по теме эксперимента.
14. Работа единого ресурсного центра для учащихся и учителей естественных наук, филологии, математики и информатики.
15. Работа временных творческих проблемных групп.
16. Мероприятия по совершенствованию систем профильного и дистанционного обучения школьников.
17. Участие в телекоммуникационных проектах и конкурсах.
19. Участие в конкурсах социально значимых проектов.
20. Создание банка данных одаренных детей, образовательных программ, методических материалов, диагностических методик по направлениям, повышения квалификации педагогов.
Систематизация и обобщение опыта работы по эксперименту: фильмы, методические пособия, мультимедийные презентации, публикации в образовательных СМИ, размещение информации на сайтах школ, буклеты.
Этапы реализации программы эксперимента
Этап I - 2006 - 2007 годы Этап II - 2007 - 2008 годы
задачи результаты задачи результаты
1. Создание нормативной базы ЛПИ.

2. Изучение, разработка и распространение технологий, направленных на выявление и обучение одаренных детей в рамках ЛПИ.

Создание системы целенаправленного выявления, отбора и развития одаренных детей.

3.Обобщение и распространение опыта работы через систему семинаров, районных и региональных научно-практических конференций.

4. Организация выездной летней школы одаренных детей - научно-исследовательской экспедиции на озеро Чаны.

1. Внесение изменений в локальные акты школ.

2. Создание системы постоянно действующего педагогического "всеобуча" - научно-практического семинара для учителей по направлениям:
- организация исследовательской деятельности (МОУ Новочановская СОШ);
- организация профильного обучения и внедрение ИКТ (МОУ СОШ №93).

3. Создание банка инновационных технологий и опубликование материалов в образовательных СМИ.

4.Укрепление здоровья учащихся. Совершенствование исследовательских навыков учащихся при изучении экологических систем.

1. Развитие исследовательских навыков, коммуникативных способностей и повышение уровня самореализации учащихся.

2. Мониторинг различных направлений работы с целью определения эффективности проводимой деятельности и оперативной коррекции.

3. Повышение уровня квалификации учителей через реализацию модернизированной модели научно-методической службы.

4. Эффективное использование учебно-методической и материально-технической базы в образовательном процессе.

5.Развитие системы обобщения и распространения опыта через выпуск информационных сборников, размещение информации на сайтах ОУ и органов управления образованием, организация выступлений в СМИ.

Регулярное проведение совместных интеллектуально-творческих мероприятий разной направленности.

Систематическое пополнение банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик по направлению, повышение квалификации педагогов.

Создание единой структуры научно-методической службы школ, позволяющей эффективно разрабатывать и внедрять инновации.

Создание единого ресурсного центра для использования учащимися и учителями:
- в области естественных наук (Новочановская СОШ);
- в области филологии, математики и информатики (СОШ №93).

5. Анализ и корректировка программы эксперимента. Разработка программы эксперимента до 2010 года.

Понятие Социальное партнерство: - это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности; – это путь построения гражданского общества.

Участники социального партнерства n Социальная группа - это относительно устойчивая совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. n Большие группы: общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры). n Малые группы, специфический признак которых - непосредственные контакты ее членов: семья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании.

Партнерство для образования n партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; n партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; n партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.

Социальное партнерство в образовании нужно для того, чтобы учителя, ученики и родители вместе управляли школой чтобы учителя, педагоги могли объединиться для борьбы с государством и властью за свои права чтобы эффективно привлекать средства для развития школы чтобы социально-экономически развивалась территория чтобы предложить ресурсы школы заинтересованным сторонам вовсе не нужно социальное партнерство образовательным учреждениям Всероссийский интернет-педсовет 2008

1. Государство - это партнер особого рода. n выступает катализатором перемен в социальноn n экономической жизни, финансово и институционально поддерживает общественные инициативы, на которых основано партнерство. создает законодательные и нормативные условия для реализации инноваций, развития местного самоуправления, некоммерческого сектора, благотворительной деятельности; формирует целевые программы развития социальной сферы и объединяет для их реализации различные ресурсы; привлекает местное самоуправление, некоммерческие организации и бизнес для осуществления целевых программ, используя различные организационные и финансовые механизмы, в том числе социальный заказ.

2. Местное самоуправление - явление общественной жизни, а не государственной власти. n представляет интересы местного сообщества; n в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем через реализацию конкретных проектов; n действует совместно с общественными объединениями и представителями бизнеса, заинтересованными в развитии местного сообщества.

3. Предприятия и Вузы n упрощается доступ к информации о рынке труда и n n образовательных услугах; обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов; упрощается процедура корректировки старых и разработки новых образовательных программ, отвечающих требованиям Вузов и работодателей; открываются более широкие возможности для профессиональной пробы и самоопределения выпускника; расширяются возможности трудоустройства выпускников.

4. Некоммерческий сектор Некоммерческие организации, профессиональные ассоциации, независимые аналитические центры: n предлагают новые идеи и решения, социальные технологии; n обеспечивают гражданский контроль за действиями власти; n привлекают к работе волонтеров; n выражают интересы определенных групп населения (молодежь, инвалиды и др.); n выдвигают новые ценностные ориентиры (экологическое движение, движение за восстановительное правосудие, правозащитное движение и др.).

5. Коммерческий сектор Бизнес и ассоциации предпринимателей: n предоставляют благотворительные пожертвования; n возможность использовать опыт и профессионализм компетентных менеджеров в решении общественно значимых проблем.

Роли участников партнерства n Коммерческие организации - возможности финансирования, n Государственные структуры - использование властных рычагов, n Общественные объединения - формируют и организуют социальные инициативы граждан. Даже если проблема выявлена и всеми осознается, это еще не означает, что возможно возникновение социального партнерства.

Правила партнерства 1. Это действительно партнерство, а не благотворительность, милосердие в отношении нуждающихся. 2. Это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. Социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов (или любая пара из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом.

Основа социального партнерства n заинтересованность каждой из взаимодействующих n n n сторон в поиске путей решения социальных проблем; объединение усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации; конструктивное сотрудничество между сторонами в разрешении спорных вопросов; стремление к поиску реалистичных решений социальных задач, а не к имитации такого поиска; децентрализация решений, отсутствии государственного патернализма; взаимоприемлемый контроль и учет интересов каждого из партнеров; правовая обоснованность «кооперации» , предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.

Причина партнерства n Социальная проблема возникает при наличии неантагонистического конфликта интересов разных групп населения относительно некоего общего ресурса. n Ситуация осложняется, если это группы с неравными возможностями. Проблемой также может быть конфликт интересов населения и властей, когда «спрос» каких-нибудь групп населения на удовлетворение их потребностей, не противоречащих общественным интересам, не обеспечивается «предложением» со стороны органов власти в силу каких-то причин, и возникает серьезная социальная напряженность.

Партнерство в образовании Преобразование трех средств системы управления в аспекте государственнообщественного управления образованием: n кадры (средство, изменение которого направлено на инициацию активности профессионально-педагогических объединений); n финансы (средство, изменение которого направлено на обеспечение открытости и рациональности финансовых потоков); n информация (средство, которое направлено на трансляцию общественности позитивных, конструктивных и перспективных представлений об образовании).

Актуальные вопросы n Каков источник появления образовательной (социальной) инициативы? n Какие разные интересы, каких социальных групп при этом реализуются? n Возможно, сделать открытым процесс реализации интересов? n Насколько эффективно скажется реализация инициативы на благополучии ее участников, широкого социального окружения?

Социальное партнерство в сфере образования.

Заместитель директора МБОУ СОШ № 72

имени Героя РФ Гануса Ф.Г. г. Липецка

Гаврилова Ольга Николаевна

Термин "социальное партнерство в образовании" - как и сама деятельность, получили полноправное признание всего несколько лет назад. Практически никто не сомневается, что образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а, значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. МБОУ СОШ № 72 имени Героя РФ Гануса Ф.Г. г. Липецка имеет достаточный опыт в решении задач социального партнерства, а это сегодня, пожалуй, один из немногих путей сохранения системы дополнительного образования, воспитания. Оценка опыта взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования, учреждениями профилактики, иными образовательными организациями показало, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления независимо от их типа и вида. Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы. Оно помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет оказывать наиболее эффективно и экономно помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций.
Возможности развития образования с помощью партнерства строятся на следующих механизмах: открытость и сотрудничество, упор на развитие, общение и обмен идеями; возможность для местных жителей, общественно-активных образовательных учреждений всех типов и видов, местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе; представление родителям возможности стать «добрым попутчиком» на образовательном маршруте ребенка; сотрудничество с направленное на увеличение количества услуг, предоставляемых в сообществе.
МБОУ СОШ № 72 – открытая социально-педагогическая система, тесно взаимодействующая со всеми типами образовательных учреждений города, области, общественными, культурными учреждениями, семьями воспитанников и т.д. Все учреждения в той или иной степени осуществляют вариативное разноуровневое образование.

В настоящее время педагогический коллектив школы сотрудничает более чем с 15 различными организациями нашего города. Привлечение общественности к управлению развитием образования – задача, обозначенная президентской программой «Наша новая школа», одна из целей которой – создание качественно нового уровня отношений, взаимодействие по решению проблем развития образования кругом заинтересованных субъектов, способных к достижению конструктивного соглашения и выработке единой образовательной политики.

Перемены в социально-экономической жизни, произошедшие в последние десятилетия, привели к существенным изменениям в системе образования и институте семьи. Изменилась сфера дополнительного образования. Все это обеспечило семье реальные возможности выбора вида образовательного учреждения и набора предоставляемых им образовательных услуг. Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и образовательного учреждения на уровне социального партнерства. Это – образовательные услуги, соответствующие социальному заказу на образование детей. В течение года мы проводим мониторинг среди родителей. Анализируем состав и структуру семей обучающихся детей. Выясняется, что подавляющее число заинтересовано в том, чтобы дети получили качественное дополнительное образование, воспитание и развитие, в дальнейшем продолжили свое обучение в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования.

В связи с этим школа стремится искать возможности для удовлетворения запросов родителей. Сотрудничество с общеобразовательными учреждениями на основе интеграции общего и дополнительного образования позволяет создать единую образовательную среду в школе, максимально приблизить услуги дополнительного образования школьнику. Оно позволяет оптимизировать использование материальной базы учреждений партнеров, развивать ее направленно, максимально эффективно реализовывать программно-методический и организационно-методический потенциал учреждений, координировать образовательный процесс на всех уровнях взаимодействий, делая его более мобильным и личностно-ориентированным. Значение такого сотрудничества в условиях реализации новой образовательной концепции с современными задачами профильного, развивающего обучения и социализации при переходе на компетентностный подход в организации образовательного процесса трудно переоценить. Это сотрудничество позволяет не только содержательно на более высоком уровне организовать досуг и занятость учащихся, но и позволяет организовать предпрофильную подготовку, реализовать профессионально-ориентированные программы. С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонически развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением создана программа воспитания и социализации учащихся «Восхождение», которая нацелена на создание условий для сотрудничества детей и взрослых.

Педагогический коллектив сегодня ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолого-педагогическую помощь, научить воспитывать ребенка. Воспитывать без соответствующих знаний, руководствуясь лишь слепым инстинктом – значит рисковать будущим растущего человека. Поэтому педагоги учатся сами и несут свои знания родителям. Ведь чем бы ни занимались родители, кем бы они не были по специальности, они всегда – воспитатели своих детей.

Для нас важно добиться активной жизненной позиции родителей, вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним. И мы используем немало форм и путей, проверенных практикой и временем. Это родительские собрания, конференции отцов, родительские лектории, круглые столы, т.д. Родители стараются участвовать вместе с детьми в общественно-значимых делах по благоустройству здания, в конкурсах, соревнованиях, внеклассных мероприятиях и т.д. Наиболее активно и продуктивно развивается сотрудничество с образовательными и общественными учреждениями в период подготовки к массовым мероприятиям; научно-практическим конференциям. Это образовательное партнерство понимается, как сотрудничество абсолютно равноправных учреждений-партнеров и как конструктивное объединение педагогов вокруг одного большого дела – создания условий для получения молодым человеком образования, ориентированного на получение будущей профессии, делающим при этом осознанный выбор с чувством ответственности, реально оценивая свой потенциал и перспективы социальной и профессиональной интеграции в современном обществе. Партнерский характер отношений сближает взрослых и детей, делает их союзниками в творческой работе. В качестве положительной тенденции можно отметить то, что педагоги стремятся активно пропагандировать свой опыт работы с детьми: проведение открытых мероприятий, проведение семинаров, конференций различного уровня на базе школы и за ее пределами, публикации в СМИ, размещение информации на сайте школы, т.д. Тем самым формируется эффективная система информирования горожан об успехах и проблемах образовательного учреждения. Это позволяет не только решать задачи образования и социализации учащихся, но и активно продвигать свой «продукт» на рынке образовательных услуг, решать имиджевые задачи школы. Конечно же, введение новых государственных образовательных стандартов (ФГОС) в общеобразовательной школе вносит существенные коррективы во всю систему взаимодействий на рынке образовательных услуг. И в этой связи коллектив школы надеется, что существующий опыт социального партнерства позволит не только выжить, но и развиваться на современном рынке образовательных услуг в соответствии с ожиданиями общества и государства.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

М.С. Чванова

Обоснована роль социального партнерства в развитии системы профессионального образования как фактора стабилизации рынка труда. Раскрыта его сущность, предпосылки активизации, основные направления, ресурсное обеспечение и механизмы развития социального партнерства в сфере профессионального образования.

1. Роль1 социального партнерства в развитии системы профессионального образования. В последние десятилетия Россия активно интегрируется в мировое сообщество и переживает принципиальные изменения в социально-экономической и культурной жизни. Объективные потребности и постепенно формирующиеся субъективные запросы россиян отводят гражданскому обществу те же задачи, которые изначально характеризуют его на Западе:

Продуцирование норм и ценностей, которые затем ратифицирует государство;

Интегрирование социальных групп в сообщество, в частности, путем придания цивилизованного вида социальным конфликтам и, тем самым, - гашения их;

Организация среды, в которой формируется развитая социально активная личность и местное сообщество.

Современное производство, основанное на знаниях, и динамичное развитие общества формируют быстро меняющийся рынок труда, в то же время растущая конкуренция, структурные изменения в промышленности, военная реформа вынуждают людей приобретать новые знания, профессии. Развивающемуся обществу нужны высоко образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, к диалогу, отличающиеся динамизмом, конструктивным мышлением, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое развитие.

Сегодня обновление знаний происходит примерно каждые 3-5 лет, и потому так остро встали проблемы функциональной неграмотности, технологической безработицы, возник дефицит экономических, правовых, технических, социально-психологических, экологических и других знаний. Базовое образование отстало от новых реальностей жизни, исчерпало свои возможности. Дина-

1 Тема поддержана грантом РГНФ 2004 г. Проект № 04-06-00043а.

мизм развития современного общества выступает реальной первопричиной необходимости безотлагательной перестройки образования, она должна адекватно реагировать на изменения внешней среды, переходить на инновационный путь развития.

В современном образовании набирают силу тенденции глобализации, интернационализации и клиентоцентризма. Происходит сдвиг от стратегий «массового обучения» кадров к стратегиям «индивидуализированного образования», в сторону комплексных образовательных услуг. В передовых странах образование все больше становится капиталом, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач. В России же резкое сокращение государственного финансирования вузов и появление негосударственных образовательных структур, переход от госзаказа на выпускников к рыночной «распродаже» выпускников и образовательных услуг, проблемы рентабельности и потери лучших педагогических кадров обусловливают резкое обострение конкуренции между вузами и актуализацию борьбы за существование и естественного отбора при определении путей развития.

В условиях экономики переходного периода, стремления к удешевлению себестоимости конечного продукта и необходимости обеспечения его конкурентоспособного качества, предложение рабочей силы всегда превышает ее спрос. Важно отметить еще одну специфику системы профессионального образования - обучение профессии объективно растянуто во времени. За время подготовки специалистов потребность рынка труда в них изменяется, порой весьма существенно. Система подготовки специалистов, ориентированная на традиционные модели и технологии, отстает от потребностей рынка труда, управлять процессами подготовки специалистов в таких условиях становится сложнее. Важно при этом учитывать тенденции развития региональной экономики.

Социальное партнерство в сфере профессионального образования содействует развитию образовательных программ, объединяющих академическое качество с воз-

можностью трудоустройства, способствует повышению мобильности квалифицированных специалистов, установлению более тесных связей с Европой. Социальное партнерство выступает средством, во-первых, приобщения к профессии и повышения квалификации, во-вторых, достижения определенного социального статуса, в-третьих, личностного развития, т. е. определения и реализации жизненных целей и ценностей.

2. Сущность социального партнерства в развитии профессионального образования. Партнерство в сфере профессионального образования можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны - это юридическая форма организации совместной экономической деятельности нескольких физических или юридических лиц, одним из которых является образовательная организация профессионального образования, с другой -это форма сотрудничества общественных организаций, фирм, компаний с образовательной организацией, не закрепленная в учредительных документах, а подтвержденная фактически (договором или протоколом о корпоративном партнерстве). Партнерство в сфере профессионального образования предполагает кооперацию («совместно-разделенную деятельность») людей и социальных институтов для достижения собственных целей профессионального образования. В широком смысле социальное партнерство понимают как отношения между государством, выступающим в лице Правительства, его органов и представителей с другими субъектами: личностью, семьей, ассоциациями, неправительственными организациями, организациями профессионального образования.

По своей сути социальное партнерство в сфере профессионального образования - метод решения социальных, экономических проблем и регулирования противоречий между организацией профессионального образования, работодателем и государством. Социальное партнерство отражает исторически обусловленный компромисс интересов главных субъектов современных экономических процессов, это - условие политической стабильности и прогресса. Элементами социального партнерства в сфере профессионального образования являются: законодательная база, обеспечивающая нормативноправовое регулирование взаимоотношений

структур в целях принятия социальных решений; механизмы и методы социального взаимодействия; структуры, осуществляющие социальное партнерство; информационное пространство, формирующее позитивное отношение общества к социальному партнерству.

Законодательными актами в области социального партнерства установлены следующие основные принципы партнерских отношений: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителям законов и иных нормативных правовых актов; полномочность представителей сторон; добровольность принятия сторонами на себя обязательств и их реальность; обязательность выполнения договоров, соглашений; взаимная ответственность за выполнение договоров и соглашений; социальная справедливость; согласование интересов. Законодательное оформление социального партнерства свидетельствует о высокой оценке государственными структурами его роли в становлении гражданского общества, однако, не охватывает всех потенциальных возможностей данного общественного института.

Социальное партнерство в системе профессионального образования можно рассматривать и как социальный ресурс образовательного заведения; и как фактор стабилизации регионального рынка труда; и как способ интеграции инновационной и образовательной деятельности участников партнерства с целью позитивных социальноэкономических изменений; и как технологию взаимодействия специалистов в поле профессиональных проблем с целью оптимизации принимаемых решений; и как определенный тип взаимоотношений, в котором заинтересованы различные социальные группы и государство в целом.

Социальное партнерство в системе профессионального образования проявляется в установлении связей между вузами и различными институтами общества и основано на установлении определенного баланса интересов сторон и интеграции интересов в единое целое. Результативность такого взаимодействия зависит от четкости определения

целей, формулировки задач, правильности распределения ролей, обязанностей и ответственности всех сторон на основе взаимных интересов. Поскольку устойчивое развитие страны предполагает развитие стратегии заботы о нынешнем и будущем поколениях, то осуществление такой стратегии не представляется возможным без развития социального партнерства.

В сфере образования социальное партнерство должно стать, как это и происходит в настоящее время в Европе, средством обновления качества образования, его содержания, повышения его личностной ориентированности, социальной и экономической эффективности. Возможно это только при условии, что организационной основой социального партнерства станет система взаимодействия субъектов общественного договора, находящих свой интерес в реализации интересов сообщества. Качественное отличие системы социального партнерства от простого сотрудничества состоит в слиянии отдельных общественных групп в сообщество с проявлением синергетического эффекта от объединения всех видов ресурсов.

3. Предпосылки активизации деятельности системы профессионального образования в области социального партнерства. Большинство учебных заведений по инерции готовят кадры в основном по сложившейся структуре, с учетом своих возможностей, при этом недостаточно принимаются во внимание приоритеты и ожидаемые структурные сдвиги в производстве и социальной сфере региона. Ранее существовавшее отраслевое финансирование и государственный заказ на специалистов, формируемый министерствами, вступили в противоречие с рыночными принципами. Изменилась роль централизованных методов управления профессиональным образованием в сторону их ограничения, одновременно возросли полномочия региональных образовательных систем.

Ситуация осложняется тем фактом, что далеко не все выпускники школ могут сформулировать свои образовательные потребности, как правило, отсутствует «прозрачная» информация о рынке труда в регионе, доступная для школьников и их родителей. Информация о региональных вакансиях не доступна жителям других регионов. Существу-

ют социальные ограничения на переезд, обусловленные различными причинами, среди которых как административные ограничения на переезд в крупные города столичного значения, так и задержки с выплатой заработной платы, а также дискриминация при приеме на работу. Присутствуют принудительный труд, возрастные ограничения при приеме на работу, ограничения по половому и национальному признаку, нарушения трудового законодательства. Кроме того, не отработаны механизмы согласования возможностей профессионального образовательного заведения и интересов личности. Наблюдаются процессы подмены объективной ситуации на региональном рынке труда, то есть социального заказа на специалиста субъективным пониманием со стороны руководителей образовательных заведений. А как следствие - лицензирование новых, но не востребованных в регионе специальностей.

Как правило, отсутствуют надежные прогнозы регионального спроса на специалистов. Не развита маркетинговая деятельность самой высшей школы, отсутствует информационная инфраструктура регионального рынка труда. Изменения в экономической и социальной сфере носят перманентный характер и требуют постоянного мониторинга и изменения в системе подготовки специалистов с учетом перспектив развития. Отсутствует достаточно четкая методика формирования регионального заказа высшей школе на подготовку специалистов. Подобный заказ должен отражать различные стороны интересов регионального развития. Это задачи социального развития региона, решаемые прямо и непосредственно системой образования, здравоохранения, культуры. Подготовка кадров для них в вузах имеет устойчивую региональную направленность и может быть достаточно обоснована. Интерес для региона представляет кадровая потребность для обеспечения деятельности социальной и производственной структур: транспортных, энергетических и других коммуникаций, потребности кадрового обеспечения жилищнобытового хозяйства, торговли, предприятий, производящих необходимую продукцию, заказ на подготовку специалистов для строительного комплекса, материально-технической базы всех сфер деятельности, связанных с социальными нуждами населения.

Имеет отношение к региональному развитию подготовка специалистов для предприятий региона и производящих продукцию, не имеющую прямого назначения для местного использования, поскольку при формировании местного бюджета за счет прибылей предприятий и личных доходов их работников, поддержка этих предприятий и их комплексов со стороны региона является экономически целесообразной. Одним из существенных видов этой поддержки является участие в обосновании и реализации заказа на подготовку специалистов для данных предприятий.

В условиях рыночной экономики происходят существенные изменения условий функционирования учреждений высшего образования в регионах России. Ранее неоспоримое достоинство процветающих организаций - постоянная, устойчивая структура, мало зависящая от изменений внешней среды, -теперь оборачивается недостатком, поскольку жесткая, инерционная организация чаще всего не позволяет своевременно реагировать на изменение требований рынка.

4. Социальное партнерство в сфере профессионального образования как фактор стабилизации рынка труда. В современных условиях существует трансформация рынка труда и социально-трудовых отношений. В условиях переходной экономики должен быть осуществлен переход от методов централизованного регулирования сферы занятости к сочетанию двух механизмов:

Рыночному, составляющими которого являются: спрос на труд и предложение труда; конкуренция между работодателями за качественную рабочую силу, между наемными работниками за лучшие рабочие места; система договорных трудовых отношений; цена труда; инфраструктура рынка труда;

Государственному регулированию рынка труда, включающему: формирование правового поля взаимодействия его субъектов; косвенное экономическое регулирование с помощью методов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики; формирование системы социальных стандартов и минимальных социальных гарантий в сфере занятости.

Традиционно право на труд понимают, как законодательно закрепленное право самостоятельно распоряжаться своей способ-

ностью к труду, право на помощь в трудоустройстве и материальную поддержку при безработице, поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, защиту от дискриминации при трудоустройстве и определении условий найма. Трансформация затрагивает сферу и механизмы распределения и перераспределения ресурса труда в экономике. Существенные изменения претерпевает порядок определения условий найма (порядок приема и увольнения, оплата труда, рабочее время, социальные мотивы и гарантии). Они постепенно становятся результатом соглашения субъектов рынка труда, индивидуализируются; государственная регламентация касается только минимальных гарантий, проводимой политикой занятости и доходов населения.

Если говорить о формировании рынка труда, то по отношению к высшей школе следует учитывать спрос на специалистов, как регулятор их производства (подготовки) и эффективного использования полученных людьми знаний, умений и навыков. Структура предложения труда специалистов на региональном рынке труда, сформировавшаяся уже в условиях свободного трудоустройства, не совпадает со структурой спроса на них, появились значительные затруднения в трудоустройстве выпускников вузов. Часть выпускников вузов в течение длительного времени остаются нетрудоустроенными или используются не по специальности, что ведет к усилению социальной напряженности.

Именно способность вуза быстрее приспособиться к изменению конъюнктуры рынка, возможность преобразования ключевых процессов функционирования в стратегические инициативы, нацеленные на как можно более полное удовлетворение требований заказчика, определяют успех в конкурентной борьбе. Возрастание уровня неопределенности и динамика среды делают малоэффективным жесткое централизованное управление образованием, поскольку при этом значительные ресурсы затрачиваются на обработку информации для принятия решений и меньше ресурсов остается на формирование профессионалов и связанную с этим поисковую и адаптационную деятельность. Поэтому классические варианты централизованного управления образованием с жесткой иерархической структурой уступают место более гибким схемам гибридного де-

централизованно-централизованного управления.

На современном этапе развития экономики основной ориентир формирования региональной политики в области профессионального образования должен быть направлен на устранение глубоких противоречий между динамично изменяющимся спросом специалистов на региональном рынке труда и их предложением со стороны учебных заведений профессионального образования всех уровней, ментальной инерционностью в формировании их образовательной политики. Развитая экономика с конкурентной средой отторгает неквалифицированный труд, создает психологическое напряжение и дисбаланс на рынке труда. Как отмечают экономисты, устойчивый баланс между спросом на рынке труда и предложением может быть достигнут при помощи образования молодежи и переподготовкой незанятого населения.

Таким образом, система профессионального образования в регионе должна быть гибкой, динамичной, открытой для изменений. То есть ее основа должна быть построена также на принципах инновационной деятельности, инновационной структуры, характерной для века информатизации и развития инновационной экономики. Постоянно растущие требования рынка труда требуют создания условий для осуществления непрерывного профессионального образования как путем перехода к освоению образовательных программ более высокого уровня, так и путем дополнительного образования.

5. Направления развития системы профессионального образования на основе социального партнерства. Для обеспечения конструктивного диалога между работодателями и учебными заведениями требуется развитие механизмов социального партнерства, которые предусматривают не только совместную работу в области формирования региональной составляющей образовательного стандарта, совместную аттестацию специалистов и выпускников, новую систему оценки качества подготовки выпускников, но и разработку экономических механизмов научно-исследовательского и профессионального сотрудничества на основе системы договоров и отработки механизмов инвестиций в систему подготовки специалистов.

Таким образом, в современных условиях развития рынка труда в регионе актуальны положения, лежащие в основе региональной политики в области профессионального образования:

Опережающий характер развития профессионального образования в регионе по отношению к развитию региональной экономики;

Определяющее значение профессионального образования для формирования регионального рынка труда, обеспечения эффективной занятости и развития человеческих ресурсов региона;

Многопрофильность, гибкость, вариативность профессионального образования, позволяющая реализовать непрерывное восходящее по образовательной траектории профессиональное образование, культурное и гражданское становление и развитие личности, адаптированной к новой социальноэкономической среде;

Укрепление и развитие единого образовательного пространства в области профессионального образования на основе развития перспективных образовательных технологий обучения;

Опора при разработке региональных программ развития на принципы государственной политики в области профессионального образования;

Соответствие специальностей и направлений профессиональной подготовки кадров потребностям регионального рынка труда;

Обеспечение кадрами приоритетных для региона отраслей производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности;

Учет формирующегося регионального рынка профессионально-образовательных услуг;

Ориентация на удовлетворение индивидуальных потребностей в получении профессии;

Разграничение полномочий регионального и федерального уровней управления профессиональным образованием;

Развитие социального партнерства в области развития профессионального образования в регионе;

Формирование новых подходов к финансированию и собственности образовательных учреждений;

Выработка новых экономических механизмов развития системы профессионально-

го образования, активизация инвестиций, расширение финансовой самостоятельности;

Освоение и развитие образовательного маркетинга;

Установление тесных контактов между центрами занятости, предприятиями и учебными заведениями профессионального образования всех уровней.

Таким образом, с одной стороны, социальное партнерство является одним из механизмов развития профессионального образования, с другой - социальное партнерство является одним из посредников информационных связей между динамичным рынком труда и системой профессионального образования, с третьей - социальное партнерство способствует «прозрачности» регионального рынка труда, с четвертой - является фактором стабилизации социально-экономической жизни региона. Из сказанного можно сделать вывод о том, что социальное партнерство в сфере профессионального образования является фактором стабилизации регионального рынка труда.

Следует выделить следующие основные принципы развития социального партнерства в системе профессионального образования.

Гуманизация как ведущая идея развития общества должна пронизывать все категории и сферы взаимодействия партнеров с целью создания благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности личности специалиста.

Кооперация образовательных и социальных структур с производством. Данный принцип определяется стратегией социальноэкономического развития, изменениями взаимоотношений учебных заведений и предприятий, спросом и предложением на услуги образования.

Демократизация - расширение доступа всем членам общества к сотрудничеству в области удовлетворения образовательных потребностей на основе социального партнерства.

Дополнительность (взаимодополни-тельность) всех видов социального партнерства в сфере профессионального образования предусматривает возможность человеком выбирать любые формы взаимодействия с целью реализации потребностей в области формального, неформального образования и самообразования.

Интеграция образовательных структур. Создание единого образовательного пространства. Если его рассматривать на региональном уровне, то такое пространство можно понимать как совокупность всех субъектов региона, прямо или косвенно участвующих в образовательных процессах. Единое профессиональное образовательное пространство страны должно объединять не только профессиональные заведения различных типов и уровней, студентов, преподавателей, родителей студентов, а также общеобразовательные школы, научные организации, учреждения дополнительного образования, музеи, библиотеки, информационные сети (которые сейчас обособлены).

Гибкость системы и ее звеньев заключается в способности к быстрому перестраива-нию в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества и личности. Обеспечение максимальной гибкости и разнообразия форм взаимодействия.

Открытость системы профессионального образования выражается в ее способности к постановке новых целей, опережающему обновлению содержания, включению образовательных инноваций, новых механизмов социального партнерства.

6. Ресурсное обеспечение развития системы профессионального образования на основе социального партнерства. Развитая система профессионального образования на основе социального партнерства требует разработки и реализации интегративных межведомственных программ, направленных на удовлетворение потребностей государства, общества и личности в контексте реализации идеи непрерывного профессионального образования личности.

Управление социальным партнерством в сфере профессионального образования должно основываться на разграничении ответственности и компетенций между министерствами и ведомствами, федеральными и региональными органами административного управления, работодателями и образовательными учреждениями. Министерство образования осуществляет юридическую и финансовую поддержку стратегических программ и мероприятий, прежде всего на законодательном уровне. Может быть создан Федеральный Совет по социальному партнерству в сфере профессионального образо-

вания, включающий все заинтересованные стороны, в том числе органы государственной власти, профсоюзы, работодателей, образовательные учреждения, отвечающий за выработку концептуальных направлений развития профессионального образования. Совет решает следующие задачи:

Принимает предложения на рассмотрение, утверждает, согласовывает с Министерством, внедряет и контролирует качество исполнения, участвует в подготовке законодательных проектов;

Курирует работу по созданию системы методического и информационного обеспечения социального партнерства в сфере профессионального образования (утверждает концепции, модели, программы);

Определяет сферы влияния консалтинговых служб, устанавливает перечень и статус образовательных учреждений, входящих в состав экспертно-аналитических групп по каждому из приоритетных направлений;

Согласовывает с Министерством вопросы финансирования внедряемых ключевых проектов и их инвестирования.

При Федеральном Совете могут быть созданы экспертно-аналитические группы по приоритетным направлениям, которые формируют и предоставляют базы данных, технологии, образовательные проекты, методические разработки и программы, вносят предложения по их апробации и внедрению.

Управление социальным партнерством в сфере профессионального образования должно осуществляться на демократической основе, в формате межведомственного разделения компетенций. Определенная «децентрализация управления» должна обеспечить вовлечение в процесс принятия решения всех субъектов профессионального образования в качестве социальных партнеров. При этом определяются сферы компетенции партнеров, распределяются функции между федеральным, региональным и местным уровнем управления. Такой подход означает делегирование полномочий на региональный и местный уровни. Социальное партнерство должно базироваться на федеральных межведомственных меморандумах и региональных межотраслевых соглашениях по вопросам развития профессионального образования, содержания программ обучения, финан-

совой поддержки образовательных структур, предоставления консалтинговых услуг и т. п.

Становление и развитие социального партнерства в сфере профессионального образования требует принятия новых нормативных актов, организационных решений и структурной политики, позволяющих обеспечить социальное партнерство и стимулирование (моральное и материальное) личности в области профессионального образования. К нормативно-правовому обеспечению относятся:

Разработка и совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие социального партнерства в сфере профессионального образования;

Правовое обеспечение процедур, связанных с управлением качеством образования с участием общественности, включая вопросы (в рамках соответствующей компетентности) формирования образовательных стандартов и государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся, лицензирования аттестации и аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ непрерывного образования;

Создание условий, способствующих совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективность международного сотрудничества в условиях построения правового демократического общества (включая вопросы признания документов о соответствующих уровнях образования, мобильности учащихся и др.).

Система российского образования должна быть ориентирована не только на государственный заказ, но и постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Ориентация на потребителей рынка образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материальнотехнических ресурсов. Финансирование профессионального образования должно быть комплексным и включать как бюджетные, так и иные источники, включая средства специальных фондов, работодателей и самих граждан. Таким образом, должно быть обеспечено:

Эффективное использование средств госбюджета, выделяемых на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, программные мероприятия и целевые проекты, широкое привлечение средств из региональных и местных бюджетов, а также средств коммерческих структур, заинтересованных в реализации образовательных программ и проектов;

Самоокупаемость образовательных проектов за счет получения финансирования от партнеров и участников; создание благотворительных фондов, аккумулирующих добровольные взносы физических и юридических лиц;

Расширение налоговых и других льгот, предоставляемых образовательным учреждениям и организациям, занимающимся обучением персонала.

Информационное обеспечение предусматривает, прежде всего, создание единого информационного пространства с целью привлечения наибольшего числа партнеров в сферу профессионального образования, обеспечение образовательных учреждений информационными технологиями и методическими материалами и комплексами. Информационная среда должна включать средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки и распределения информации и средства представления знаний, а также информацию управления социальным партнерством в сфере профессионального образования. Реализация возможностей средств информационных технологий обусловливает изменение сложившихся ранее организационных форм и методов взаимодействия и возникновение новых.

Социальное партнерство должно быть обеспечено кадрами, способными направить его развитие на достижение целей образования. Полноценная реализация функций образования предполагает, что в качестве субъектов педагогической деятельности выступают люди, которые, с одной стороны, имеют высокий уровень педагогического образования, с другой стороны - сами находятся в состоянии постоянного совершенствования профессиональной компетенции и развития личностных качеств. Система педагогического образования в направлении подготовки к ор-ганизациии и управлению социальным партнерством представляет собой совокупность путей, способов и средств развития лично-

сти, деятельности и сознания педагога в сети формального, неформального образования и самообразования, при этом сохраняя сочетание самостоятельных, общественных и государственных форм профессионального развития.

Ресурсное обеспечение педагогического образования предусматривает необходимость решения следующих задач: проведение мониторинга и анализ образовательной практики регионов в области социального партнерства и кадрового обеспечения его развития; введение необходимых структурных изменений в систему педагогического образования; создание механизмов мотивации активизации деятельности в области социального партнерства; стимулирование инновационной деятельности; формирование новых механизмов и оплаты труда педагогов, включая использование для этих целей средств от реализации дополнительных образовательных услуг и продуктов.

Материально-техническое и информационное обеспечение предполагает создание единого информационно-педагогического пространства на основе современных средств информационно-коммуникационных технологий.

7. Механизмы развития социального партнерства в сфере профессионального образования. Главная задача - это создание условий, предпосылок, законов, способствующих развитию социального партнерства в сфере профессионального образования: как социального ресурса образовательного заведения; как фактора стабилизации регионального рынка труда; как способа интеграции инновационной и образовательной деятельности участников партнерства с целью позитивных социально-экономических изменений; как технологии взаимодействия специалистов в поле профессиональных проблем с целью оптимизации принимаемых решений; как определенного типа взаимоотношений, в котором заинтересованы различные социальные группы и государство в целом. Важно поощрять развивающуюся сеть социального партнерства, способствующую интеграции средств для финансирования образовательной деятельности.

Механизмы реализации социального партнерства предполагают разработку и

осуществление мероприятий по созданию правовых, финансово-экономических и организационно-методических условий для развития социального партнерства в сфере профессионального образования.

На федеральном уровне в качестве таких механизмов могут выступать:

Разработка политики развития системы социального партнерства в сфере профессионального образования: разработка прогноза на основе критериально-оценочного построения развития в ближайшей, среднесрочной и отдаленной перспективе с учетом динамики социально-экономических изменений; создание потенциала для реализации и распространения во всех субъектах РФ моделей взаимодействия организаций профессионального образования с общественными, государственными и коммерческими структурами; внесение соответствующих изменений в нормативно-правовую базу; создание системы мониторинга, которая позволит отслеживать результаты и оценивать воздействие общественных институтов на федеральную и региональную составляющие профессионального образования;

Мониторинг состояния и развития социального партнерства в сфере профессионального образования (включая образовательную статистику и мониторинг качества образования): формирование и внедрение системы оценки образовательных результатов; сбора и анализа статистической информации и информации об образовательных результатах для обеспечения управленческих структур и широкой общественности актуальной информацией;

Создание современной системы подготовки кадров для решения задач развития социального партнерства в сфере профессионального образования: разработка методологии подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов.

На региональном уровне:

Активное участие регионального сообщества в научных исследованиях по реа-

лизации образовательных инноваций в регионе;

Разработка региональных концепций социального партнерства в области профессионального образования, создание и реализация региональных моделей и программ развития образования в данном направлении;

Изучение и удовлетворение перспективных потребностей региона в квалифицированных и конкурентоспособных рабочих и специалистах;

Проведение системы мер, обеспечивающих стабильные источники негосударственного финансирования;

Участие сообщества в разработке региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

Проведение комплекса мероприятий по формированию и развитию региональных рынков образовательных услуг;

Мониторинг системы непрерывного образования на региональном уровне;

Повышение юридической и финансовой самостоятельности учреждений профессионального образования;

Создание новых образовательных структур, представляющих широкий спектр образовательных услуг местному населению как в городской, так и в сельской местности

Учебно-образовательных комплексов, многопрофильных ресурсных центров, сети дистанционного образования;

Модернизация содержания учебных программ профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда.