ДЗ-18 (Д-493Б1)оборудован системой «Автоплан-1» для автоматической стабилизации положения отвала.
Автоматическая стабилизация углового положения отвала обеспечивает выдерживание заданного угла поверхности в продольном направлении, тем самым улучшая планирующие качества бульдозера. Бульдозеры эффективно используют на планировочных операциях, а также на различных мелиоративных и земляных работах. С выключенной автоматической системой бульдозеры работают на обычных бульдозерных операциях. Навесное оборудование бульдозера смонтировано на гусеничном тракторе Т-100МГП.
Основные узлы: универсальная рама, поворотный отвал с ножами и толкателями и система «Автоплан-1». Поднимается и опускается отвал двумя гидроцилиндрами, укрепленными на шаровых цапфах, расположенных в передней части трактора, а перекос отвала и изменение угла резания - винтовыми раскосами. Система «Автоплан-1» состоит из аппаратуры автоматики и гидравлической системы. В аппаратуру автоматики входят блок и пульт управления, датчик углового положения и реверсивный золотник. Блок управления, установленный в кабине водителя, служит для задания требуемого угла продольного уклона и преобразования сигнала датчика в команду, которая передается на электромагниты реверсивного гидрозолотника.
Пульт управления предназначен для кнопочного дистанционного управления подъемом и опусканием отвала с помощью переключателя «вверх - вниз». Автоматический режим управления включается кнопкой «автомат».
Датчик углового положения с поворотным устройством расположен в защищенном кожухе на толкающем брусе (универсальной раме) бульдозера, вблизи поворотной цапфы и представляет собой маятник, соединенный с подвижным контактом потенциометра. Потенциал электрического сигнала датчика пропорционален его угловому отклонению от заданного положения относительно рабочего органа, на котором он установлен.
На датчике находится арретир для торможения маятника при выключенной системе автоматики. Лампочка-индикатор служит для точной установки датчика » требуемое положение при настройке.
Реверсивный золотник, установленный на задней стенке корпуса бортовых фрикционов, предназначен для управления гидроприводом перемещения рабочего органа в соответствии с командами блока управления.
Гидропривод работает от одного из двух насосов НШ-46, установленных на тракторе. Предохранительный клапан предохраняет систему перегрузки, поддерживая наибольшее давление 100 кгс/см2. Обратный клапан с дросселем, установленный в трубопровод штоковой полости цилиндров, служит для ограничения и регулировки скорости опускания отвала.
Принцип работы системы стабилизации состоит в том, что при отклонении отвала от заданного углового положения датчик выдает сигнал, поступающий после усиления, на один из магнитов гидрозолотника. Он возвращает отвал в первоначальное положение.
Применение автоматизированных бульдозеров повышает производительность труда при планировочных операциях по сравнению с ручным управлением примерно на 20% за счет уменьшения числа рабочих проходов, снижения утомляемости бульдозериста и сокращения времени на контрольное нивелирование.
После прокладки каналов экскаваторами кавальеры, расположенные на расстоянии 4-5 м от канала, разравнивают бульдозерами с неповоротным отвалом и универсальными. Выбор схемы работы машины и угла установки отвала в плане зависит от объема грунта кавальеров, приходящегося на 1 пог. м.
Наибольшая производительность бульдозера на разравнивании кавальеров достигается при движении вдоль канала и объеме грунта не более 4-6 м3 на 1 пог. м. При больших объемах грунта в кавальере работают диагональным способом бульдозером с неповоротным отвалом или универсальным с отвалом, установленным под углом 90° к направлению движения. В этом случае бульдозер подводят под углом к оси канала, как можно ближе к его бровке, и движением в сторону поля срезают торцевую часть кавальера, разравнивая грунт слоем заданной толщины. Затем бульдозер задним ходом возвращают к бровке и цикл повторяют, перекрывая предыдущий проход на 30-50 см.
В отличие от такой схемы работы при разравнивании кавальера универсальным бульдозером вдоль канала процесс осуществляется непрерывно. В этом случае производительность бульдозеров на разравнивании кавальеров значительно выше, чем при диагональном способе. При разравнивании кавальеров бульдозером Д-694А и движении его вдоль канала машина может работать без холостого хода, так как отвал с помощью гидроцилиндра способен поворачиваться в противоположную сторону.
При работе этого бульдозера с установкой отвала под углом необходимо, чтобы цилиндр поворота отвала полностью выпрямлял шарнирные рамки, так как вся нагрузка на отвал должна восприниматься не гидроцилиндрами, а специальными упорами на рамках.
Механизированный поворот отвала позволяет значительно увеличить производительность бульдозера Д-694А по сравнению с бульдозерами других типов.
Откосы каналов укрепляют одерновкой, посевом трав, бетонными или железобетонными плитами.
Одним из эффективных существующих способов укрепления откосов мелиоративных каналов является засев травами, поскольку он требует сравнительно небольших затрат и позволяет полностью механизировать процесс.
Основные технические данные ДЗ-18
Представляет собой универсальную землеройно-транспортную машину, состоящую из гусеничного или пневмоколесного трактора, оснащенного навесным оборудованием и органами управления. Навесное бульдозерное оборудование состоит из: отвала с ножами; толкающей рамы с подкосами, к которым крепится отвал; привода, обеспечивающего подъём и опускание отвала во время работы, а в отдельных моделях бульдозеров также и изменение положения отвала в плане.
На дорожно-строительных работах преимущественное распространение имеют бульдозеры на базе тракторов: ДТ-75М, Т-4АП2, Т100МЗГС, Т-ЮОМЗГП, Т-130.1-Г-1, Т-150, Т-150К, ДЭТ-250М, Т-ЗЗО, Т-500, имеющие соответственно классы тяги: 3 (30), 4 (40), 6 (60)-, 10 (100) и 25 (250) кгс (кН).
Современной тенденцией развития бульдозеров являются расширение их типоразмеров и увеличение единичной мощности, что обеспечивает повышение производительности и снижение себестоимости работ. Перспективный типаж бульдозеров на гусеничных тракторах по тяговым классам составляет 1,4,6,10, 15, 25, 35,50, 75, 100,150.
Тракторы как базовые машины снабжаются гидроприводами управления навесным бульдозерным и рыхлительным оборудованием потребляемой мощностью до 60 % от общей мощности тракторного двигателя при давлении в гидросистемах 16-20 МПа, что обеспечивает возможность значительно заглублять отвал или зубья рыхлителя, а также разрабатывать прочные грунты. Для независимого управления подъёмом и перекосом отвала в современных бульдозерах предусматриваются раздельные гидроприводы.
Рабочий процесс бульдозера
складывается из резания грунта и транспортирования его на относительно небольшие расстояния, не более 100 м.
Бульдозерами можно выполнять
расчистку полосы отвода с удалением кустарника, деревьев, крупных камней, растительного слоя, снега и т. п.; планировку различных строительных площадок, включая объекты дорожного строительства; перемещение и разравнивание грунтов в насыпях, отсыпаемых другими машинами; перемещение экскаваторных и скреперных отвалов в кавальеры; разработку профильных выемок в кавальеры, а там, где возможно, ив насыпи; возведение насыпей при перемещении грунтов из боковых резервов; засыпку ям и оврагов; устройство временных дорог и проездов; разработку песчаных и гравийных карьеров; перемещение и погрузку сыпучих материалов (песка, гравия, щебня и др.) в карьерах и на складах.
Работы по подборке и штабелированию строительных материалов на складах предпочтительнее выполнять бульдозерами на пневмоколесном ходу, так как бульдозеры на гусеничном ходу гусеницами трактора загрязняют материал.
- маневренные и высокоэффективные машины, обладающие высокой проходимостью. На долю бульдозеров в дорожном строительстве приходится не менее 50 % общего объёма земляных работ.
Бульдозеры классифицируются по основным признакам
: по назначению, тяговым показателям (тяговому классу базовой машины), типу ходовой части, рабочему органу и виду управления рабочим органом.
По назначению бульдозеры подразделяются
на общего назначения и бульдозеры специального назначения. Бульдозеры общего назначения применяют для всех основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ преимущественно для разработки грунтов I, II и III категорий. Бульдозеры специального назначения - в особых условиях (к специальным бульдозерам относятся толкачи, бульдозеры для работы в подземных и подводных условиях и.т. п.).
По тяговым показателям базовых машин бульдозеры подразделяются
на сверхлегкие, легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые.
К сверхлегким относятся класс до 0,9 мощностью 18,5 - 37,0 кВт, к легким - класс 1,4 - 4,0 мощностью 37,0 - 96,0 кВт, к средним - класс 6,0 — 15,0 мощностью 103-154 кВт, к тяжелым — класс 25-35 мощностью 220-405 кВт и к сверхтяжелым - класс свыше 35 мощностью 510 кВт и более.
По ходовой части бульдозеры подразделяются на гусеничные и пневмоколесные
; по рабочему органу - с неповоротным и с поворотным отвалами; по виду управления рабочим органом - с механическим, гидравлическим и пневматическим управлениями.
В настоящее время преимущественное распространение имеет гидравлический привод, имеющий несравненное преимущество перед механическим.
В табл. 3.1 приведены основные данные по бульдозерам с неповоротным отвалом, в табл. 3.2 - с поворотным отвалом, в табл. 3.3 - по колесным бульдозерам.
В связи с возрастающими объёмами строительства автомобильных дорог, соответственно значительного объёма земляных работ, выполняемых бульдозерами, перспективный выпуск бульдозеров направлен на увеличение единичной их мощности, а также на сочетание использования базисных тракторов двумя видами оборудования — бульдозерным и бульдозерно-рыхлительным.
Таблица 3.1
Показатели | ДЗ-29 | ДЗ-42Г | ДЗ-5 3 | ДЗ-54, | ДЗ-27С | ДЗ-110хл | ДЗ-35Б | ДЗ-П8 | ДЗ-60хл |
Д3-54с | |||||||||
Базовый трактор | Т-74-С2 | ДТ-75М | т-100мз | Т-100-МЗГП | Т-130.1.Г-1 | Т430.1.Г-1 | Т-180кс | ДЭТ-250Л- | [ Т-330 |
Мощность двигателя
трактора, кВт |
55,2 | 55,2 | 79 | 79 | 117,8 | 117,8 | 132 | 228 | 243 |
Номинальное тяговое
усилие, кН |
30 | 30 | 94 | 94 | 94 | 100 | 168 | 220 | 200 |
Длина отвала, мм | 2520 | 2560 | 3200 | 3200 | 3200 | 3200 | 4430 | 4310 | 5480 |
Высота отвала, мм | 800 | 800 | 1200 | 1200 | .900 | 900 | 1200 | 1550 | 1420 |
Максимальный подъём
отвала, мм (над опор ной поверхностью) |
600 | 600 | 900 | 900 | 900 | 900 | 900 | 970 | 1118 |
Максимальное опуска-
ние отвала, мм (ниже опорной поверхности) |
200 | 200 | 1000 | 400 | 500 | 500 | 300 | 550 | 790 |
Угол резания, град | 55 | 55 | 55 | 50-60 | 50-60 | 55 | 45-55 | 45-60 | 45-65 |
Угол установки отвала,
град: в планево поперечной пло- |
|||||||||
90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 70-90 | 90 | 55-90 | |
— | — | ±6 | +6 | ±4 | ±6 | + 5 | ±12 | ±6 | |
Привод рабочего орга-
на канатно-блочный или гидравлический |
— | — | Механи-
ДЗ-21А (Д4996) |
— | — | — | — | — | — |
Показатели | ДЗ-29 | ДЗ-42Г | ДЗ-53 | ДЗ-54, ДЗ-54С | ДЗ-2 7с | ДЗ-110хл | ДЗ-35Б | ДЗ-118 | ДЗ-60хл |
Тип лебёдки или гидронасоса | НШ-46У | НШ-46У | НШ-46У | НШ-98 | НШ-98 | НШ46У | УРС-10, НШ46У | НШ-32У | |
Число гидронасосов | 1 | 1 | — | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
Рабочее давление в гидросистеме, МПа | 10 | 10 | — | 10 | 10 | 10 | 10 | 7,5 | 14 |
1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 3 | 2 | ||
Средняя скорость перемещения, км/ч: | |||||||||
транспортная | 6,4-10,1 | 6,4-10,1 | 8,8-12,25 | 8,8-12,25 | 8,7-12 | 3,19 | 0-12,7 | ||
2,4 | 2,4 | 3,6 | 3,6 | 2,9 | 2,3 | 0-3,6 | |||
при возвратном движении задним ходом | 4,5-5,3 | 4,5-5,3 | 4,9-9,9 | 4,9-9,9 | 3,2-7,5 | 2,3-12,5 | 0-10,6 | ||
4,5-6,4 | 4,5-6,4 | 4,4-8,8 | 4,4-8,8 | 6,4-8,7 | 2,3-12,5 | 0-6,6 | |||
Масса машины, кг: | |||||||||
без трактора | 850 | 1 070 | 2 133 | 1780 | 1 920 | 2285 | 2 900 | 4 900 | 8420 |
с трактором | 6 375 | 6 860 | 14 115 | 13 710 | 15 950 | 16 315 | 18300 | 32 440 | 44 700 |
Таблица 3.2
Показатели | ДЗ-104 | ДЗ-17 | ДЗ-18 | ДЗ-28 | ДЗ-109хл | ДЗ-6Охл | ДЗ-64С |
Базовый трактор | Т-4АП2 | Т-100МЗ | Т-100МЗГП | Т-130.1.Г-1 | Т-130Л.Г-1 | Т-330 | Т-500 |
Мощность двигателя трактора, | 95,8 | 79 | 79 | 117,8 | 117,8 | 243 | 368 |
кВт | |||||||
40 | 60 | 100 | 94 | 94 | 220 | 350 | |
Длина отвала, мм | 2600 | 3940 | 3970 | 3940 | 4120 | 5180 | 5540 |
Высота отвала, мм | 990 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1420 | 1400 |
Максимальный подъём отвала, | 700 | 1100 | 1050 | 1050 | 1030 | 1260 | 1000 |
мм (над опорной поверхностью) | |||||||
Максимальное опускание отвала, | 300 | 1000 | 250 | 440 | 440 | 690 | 500 |
мм (ниже опорной поверхности) | |||||||
Угол резания, град | 45-60 | 50-60 | 50-60 | 50-60 | 50-60 | 50-60 | 50-60 |
Угол установки отвала, град: | |||||||
в плане | 63-90 | 63-90 | 63-90 | 50-90 | 50-90 | 63 и 90 | 63 и 90 |
в поперечной плоскости | +6 | ±5 | ±5 | ±6 | +6 | ±10 | ±6 |
Привод рабочего органа канатно- | — | Механиче- | — | — | — | — | — |
блочный или гидравлический | ский | ||||||
ДЗ-21А | |||||||
(Д-499Б) | |||||||
Тип фрикционной лебёдки или | НШ46У | — | НИ1-46У | НШ-98У | НШ-98У | НШ-98У | НШ-98У |
гидронасоса | |||||||
Число гидронасосов | 1 | — | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Рабочее давление в гидросистеме МПа. | 14 | 10 | 10 | 10 | 14 | 14 |
Окончание табл. 3.2
Показатели | ДЗ-104 | ДЗ-17 | ДЗ-18 | ДЗ-28 | ДЗ-109ХЛ | ДЗ-60хл | ДЗ-64С |
Число исполнительных гидроцилиндров | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Средняя скорость перемещения, | |||||||
транспортная | 7,37-9,54 | 6,4-10,1 | 6,4-10,1 | 8,8-12,25 | 8,8-12,25 | 0-42,7 | |
при резании и перемещении грунта | 2,89 | 2,4 | 2,4 | 3,6 | 3,6 | 0-36 | |
при возвратном движении зад ним ходом | 4,68-7,04 | 4,5-5,3 | 4,5-5,3 | 4,9-9,9 | 4,9-9,9 | 0-10,6 | |
при возвратном движении передним ходом | 6,37-7,37 | 4,5-6,4 | 4,5-6,4 | 4,4-8,8 | 4,4-8,8 | 0-6,6 | |
Масса машины, кг: | |||||||
без трактора | 1440 | 2 200 | I860 | 2 000 | 650 | 6 730 | 12 000 |
С трактором | 9 960 | 14 000 | 14 100 | 16 320 | 16 956 | 37 400 | 52 000 |
Таблица 3.3
Показатели | ДЗ-102 | ДЗ-48 |
Базовый трактор
Мощность двигателя трактора, кВт Номинальное тяговое усилие, кН Длина отвала, мм Высота отвала, мм Максимальный подъём отвала, мм (над опорной поверхностью) Максимальное опускание отвала, мм (ниже опорной поверхности) Угол резания, град Угол установки отвала, град: в поперечной плоскости Привод рабочего органа канатно-блочный или гидравлический Тип фрикционной лебёдки или гидронасоса Число гидронасосов Рабочее давление в гидросистеме, МПа Число исполнительных гидроцилиндров Средняя скорость перемещения, км/ч: транспортная при резании и перемещении грунта при возвратном движении задним ходом при возвратном движении передним ходом Масса машины, кг: без трактора с трактором |
МТЗ-80 | К-702 |
Единичная мощность выпускаемых в настоящее время отечественной промышленностью гусеничных тракторов, на которых монтируется бульдозерное и рыхлительное оборудование, достигает 368 кВт, а в ближайшем перспективном плане эта мощность будет достигать 1178 кВт.
Бульдозерно-рыхлительный агрегат предназначен для разрушения плотных и мерзлых грунтов, отделяя их от общего массива в виде различной величины глыб и кусков с последующим рыхлением. Бульдозерно-рыхлительный агрегат монтируется на задней части базисного трактора, передняя часть которого оснащена основным бульдозерным оборудованием.
В табл. 3,4 приведены основные данные по бульдозерно-рыхлительным агрегатам, применяемым в дорожном строительстве.
Бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалами
. Отличительной особенностью бульдозеров является неизменяемое или изменяемое положение их рабочих органов. В первом случае (рис. 3.1(я) положение отвала бульдозера как рабочего органа не может быть изменено в плане (вправо или влево); во втором случае (рис. 3.1, б)
отвал бульдозера (как рабочий орган) может быть повернут в плане (вправо или влево) на угол до 35° в каждую сторону.
Таблица 3.4
Показатели | ДЗ-Пбхл | Д3-117хл | ДП-9С | ДЗ-94С | ДЗ-95С | ДЗ-96С |
Базовый трактор | Т-130.1.Г-1 | Т-130.1.Г-1 | ДЭТ-250М Т-ЗЗО | Т-ЗЗО | Т-500 | |
Мощность двигателя трактора, кВт | 117,8 | 117,8′ | 228 | 243 | 243 | 368 |
Номинальное тяговое усилие, кН | 94 | 94 | 220 | 200 | 220 | 350 |
Бульдозерное оборудование | ДЗ-ПОхл | ДЗ-109хл | Д3-34с | Д3-59хл | ДЗ-бОхл | ДС-68С |
Рыхлительное оборудование | ДП-26с | ДП-26с | ДП-9с | ДП-Юс | ДП-Юс | ДП-11е |
Число зубьев в агрегате | 1 | 1 | 1-3 | 3 | 3 | 1 |
Максимальное заглубление зубьев, мм | 450 | 450 | 700 | 700 | 700 | 1000 |
Ширина наконечника зуба, мм | 70 | 70 | 105 | 100 | 100 | 124 |
Угол рыхления при наибольшем заглуб- | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 |
лении, град | ||||||
Тип применяемого в гидросистеме насоса | Шестеренчатый | Аксиально- | Шестеренчатый | |||
нерегулируемый | плунжерный | ] | черегулируемый | |||
Тип насоса | НШ-98 | НШ-98 | УРС-10 | — | — | |
Число насосоа | 1 | 1 | 1 | — | _ | — |
Габаритные размеры с трактором и буль- | ||||||
дозером, мм: | ||||||
длина | 6 350 | 6 550 | 8 655 | 8 740 | 9 130 | 9410 |
ширина | 3 220 | 4 120 | 4 540 | 4 730 ■. ■ | 5 480 | 5 000 |
высота | 3 065 | 3 065 | 3 180 | 3 450 | 3 450 | 3 500 |
Масса, кг: | ||||||
навесного рыхлительного оборудования | 1400 | 1400 | 5 925 | 5 015 | 5 015 | 5 500 |
общая с трактором и бульдозерным | 17 750 | 18 070 | 38 350 | 50 530 | 49 930. | 55 000 |
оборудованием |
Рис. 3.1. Бульдозеры:
а - с механическим приводом; б - с гидравлическим приводом; 1 - базовый трактор; 2 - передняя стойка; 3 - полиспаст канатно-блочной системы; 4 - козырек от вала; 5 - отвал; 6 - ножи; 7 - подкосы; 8 - толкатели; 9 - универсальная толкающая рама; 10 - опорные шарниры крепления толкающей рамы к раме трактора; 11 - опоры; 12 - приводная однобарабанная лебёдка; 13 - гидроцилиндры управления отвалом; 14 - шаровое соединение отвала с универсальной толкающей рамой
Рис. 3.2. Отвал бульдозера ДЗ-54:
1 - вертикальные ножи; 2 - лобовой лист; 3, 4, 5 - болты, шайбы, гайки; б - основной нож; 7- боковые ножи; 8- боковые щеки; 9 - кронштейн для крепления отвала
Рабочее оборудование бульдозеров
- отвал (рабочий орган), навешиваемый спереди базового трактора и управляемый посредством канатно-блочной системы однобарабанной фрикционной лебёдки или гидравлической системы, состоящей из одного или нескольких насосов, трубопроводов и исполнительных гидроцилиндров.
К бульдозерному оборудованию относятся отвал как основное рабочее оборудование; толкающее устройство (рама); система управления отвалом.
Отвал
представляет собой сварную конструкцию, состоящую из лобового листа криволинейного очертания, козырька, нижней и верхней коробок жесткости, вертикальных ребер жесткости и боковых стенок. Тыльная часть отвалов у бульдозеров с неповоротным отвалом (рис. 3.2) по боковой их части снабжена проушинами для соединения отвала с толкающими брусьями и раскосами. У бульдозеров с поворотным отвалом (рис. 3.3) тыльная часть отвалов в средней их части снабжена шаровым гнёздом для соединения отвала с толкающей рамой, имеющей шаровую пяту.
Лобовой лист сварен из двух продольных частей, одна, нижняя, имеет плоское очертание, а другая, верхняя - криволинейное очертание.
Торцы отвала у большинства бульдозеров закрыты боковыми щеками, к которым приварены вертикальные ножи. На щеках предусмотрены отверстия для крепления уширителей отвала. В большинстве случаев верхняя часть отвалов снабжается козырьком, препятствующим потере перемещаемого грунта через отвал.
Рис. 3.3. Отвал бульдозера ДЗ-17:
1 - вертикальная связь; 2 - козырек; 3 - крышка; 4 - гнёздо; 5,7- крайние ножи; 6 - средний нож; 8 - уголок верхней коробки жесткости; 9 - проушина; 10 - пальцы крепления раскоса и толкателя; 11 - лобовой лист; 12 - нижняя коробка жесткости.
Нижняя сварная коробка, к которой крепится нижняя часть отвала, в поперечном сечении имеет вид трехгранной призмы. Верхняя коробка также сварная, к которой «крепится верхняя часть отвала, представляет собой балку квадратного сечения.
Соединение отвала с толкающими брусьями и раскосами (при неповоротных отвалах) осуществляется проушинами и пальцами; соединение отвала с толкающей рамой (при поворотных отвалах) - посредством шарового гнёзда, шаровой пяты и запорной пластины.
Толкающие устройств
а для бульдозеров с неповоротным отвалом состоят из брусьев коробчатого или трубчатого сечения (рис. 3.4, а) и винтовых раскосов (рис. 3.4, б), как правило, трубчатого сечения. На каждый бульдозер требуется по два бруса и по два раскоса - по одному брусу и раскосу на каждую сторону. Брусья толкающего устройства крепятся с одной стороны к основной раме базового трактора, с другой - к отвалу; соединение обеспечивается посредством опор, проушин, крестовин и пальцев. Для бульдозеров с поворотным отвалом эти устройства представляют собой универсальную раму подковообразной формы, состоящую из двух одинаковых сваренных в середине половин (рис. 3.5). В соединении половин рамы спереди вварена шаровая пята, а с противоположной стороны (внутри рамы) приварена распорная пластина, обеспечивающая дополнительную жесткость универсальной раме. На верхней полке каждой полурамы приварены по три опорных кронштейна с проушинами, предназначенные для крепления толкателей (рис. 3.6), что обеспечивает возможность установки отвала в плане (в одну или в другую сторону) под различными углами. На универсаль¬ной раме по обе стороны от шаровой пяты приварены два кронштейна для крепления к ним штоков гидроцилиндров подъёма - опускания отвала.
Рис. 3.5. Универсальная толкающая рама :
1 и 5 - балки коробчатого сечения; 2, 3 и 6 — проушины с пальцами для крепления толкателей и раскосов; 4 - шарооб-разная головка рамы; 7 — проушины для присоединения толкателей; 8 - раз-резные проушины для присоединения рамы к трактору; 9 — опоры тележек тракторов
Рис. 3.6. Толкатель бульдозера:
1, 12 и 14 - крестовины для присоединения раскосов и толкателей к отвалу; 2 - разъемные вкладыши; 3 - винтовая нарезка раскосов; 4 - рукоять с винтовой нарезкой для изменения длины раскосов; 5 - раскосы; 6 - проушины; 7- винтовая нарезка для изменения длины толкателей при повороте отвала; 8 - шкворень; 9 - вилка; 10- толкающее устройство; 11- узел крепления; 13 - пальцы
К нижнему листу отвала болтами с потайными головками крепятся сменные ножи - один средний и два боковых. Ножи имеют двустороннюю заточку, главным образом боковые, для того чтобы при затуплении их можно было переставлять.
Изменение положения отвала бульдозера (перестановка в плане и в поперечной плоскости) выполняется вручную при полной остановке машины. В последнее время ВНИИстройдормашем разработана конструкция для изменения положения отвала бульдозера за счет оснащения этой машины гидрофицированным устройством перекоса отвала, управление которым при изменении положения отвала выполняется непосредственно с рабочего места машиниста, не выходя из кабины трактора, что не только сокращает время на перестановку и регулировку отвала, но и обеспечивает разработку грунтов повышенной прочности.
К перспективной технике относится созданный Челябинским заводом дорожных машин сверхмощный трактор Т-800 с двигателем 600 кВт, оснащенный мощным бульдозерным оборудованием.
Бульдозер, созданный на тракторе Т-800, не только обеспечивает высокую производительность (в 3-4 раза превышающую производительность бульдозера на тракторе ДЭТ-250М), но дает также возможность разрабатывать и скальные грунты.
Рис. 3.7. Бульдозернорыхлительный агрегат
:
1 — отвал; 2 — гидрораскос; 3 - трактор; 4 — прицепная серьга; 5 - опорная рама; 6 - верхняя тяга; 7 — рама; 8 - рабочая балка; 9 — зуб; 10 — гвдроцилиндр
Рабочее оборудование бульдозерно-рыхлительньк агрегатов. Основное оборудование — рама и рыхлительные зубья, навешиваемые сзади базового трактора и управляемые посредством гидравлической системы (рис. 3.7).
По конструктивным особенностям бульдозерно-рыхлительное оборудование подразделяется на однозубные и многозубные рыхлители.
Рис. 3.8. Навесное рыхлительное оборудование
:
1 - верхняя тяга; 2 - опорная рама; 3 - гидроцилиндры заглубления; 4 нижняя рама; 5 - зуб; б - рабочая балка; 7- рама рыхлителя
По способу навески этот вид оборудования навешивается либо к корпусу заднего моста (наиболее распространенный способ), либо к раме заднего моста; по креплению рыхлительных зубьев может быть с жестким и шарнирным креплением.
Бульдозерно-рыхлительное оборудование (рис. 3.8) применяют для предварительной разработки (рыхления) более прочных, особо прочных, мерзлых, а в отдельных случаях и скальных грунтов и пород, особенно при мощных базовых тракторах.
Рабочим органом рыхлительного оборудования является зуб, состоящий из стойки с посадочным хвостовиком, наконечника, защитной накладки и элементов крепления.
В современных рыхлителях применяют стойки (как несущий элемент бульдозерно-рыхлительного оборудования) 3 типов - изогнутые, прямые, с малым изгибом. Наибольшее применение получили изогнутые стойки, так как в процессе рыхления грунтов имеют меньшую напряженность в сравнении с прямыми, хотя изогнутые стойки при работе нередко заклиниваются глыбами средних и тяжелых трещиноватых скальных и мерзлых грунтов и пород. Поэтому чаще всего применяют малоизогнутые стойки.
2.5. Бульдозеры и бульдозеры-рыхлители
2.5.1. Бульдозеры
Бульдозер – это самоходная гусеничная или колесная машина с регулируемым фронтально-расположенным отвалом, которая режет, перемещает и распределяет материал при движении вперед. Основное отличие бульдозера от исполнения других землеройно-транспортных машин заключается в наличии отвала, с помощью которого разрабатывается грунт и затем перемещается в виде так называемой призмы волочения.
Бульдозеры характеризуются рядом основных параметров, к которым относятся: тяговый класс, мощность двигателя базового трактора, масса машины, размеры отвала, высота подъема отвала, заглубление отвала, скорость движения, удельное давление на грунт, габаритные размеры. Тяговый класс базового трактора – главный параметр бульдозера. Он характеризует напорное усилие или силу тяги, развиваемую при минимальной скорости рабочего хода и минимальном буксовании гусениц или колес.
Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходового устройства, конструкции рабочего оборудования, тяговому классу базового трактора (табл. 2. 23).
Таблица 2.23
Классификация бульдозеров
Строительные бульдозеры |
Назначение |
Общего назначения |
Специальные |
||
Многоцелевого назначения |
||
Ходовое устройство |
Колесное |
|
Гусеничное |
||
Тип отвала |
Неповоротный |
|
Поворотный |
||
Универсальный |
||
Управление отвалом |
Канатно-блочное |
|
Гидравлическое |
||
Тяговый класс трактора |
Малогабаритные (класс до 0,9) |
|
Легкие (классов1,4…4) |
||
Средние (классов 6…15) |
||
Тяжелые (классов 25…35) |
||
Сверхтяжелые (класса свыше 35) |
Бульдозерам всех исполнений присваивается индекс в виде букв ДЗ и цифровой части, аналогичный индексу скреперов. В последнее время в ряде моделей бульдозеров стала применяться маркировка, состоящая из букв и цифр, которые обозначают индекс базового трактора. Например, индекс Б10МБ означает – бульдозер на базе трактора Т–10МБ; ТМ-25.01 – бульдозер на тракторе Т-25.01. Используются и другие системы индексации (см. техническую характеристику современных бульдозеров, выпускаемых в России и странах СНГ, табл. 2.24).
Таблица 2.24
Техническая характеристика гусеничных бульдозеров
Индекс |
Базовый тягач |
Масса, т |
||||
марка |
тяговый Класс |
мощность, кВт |
без тягача |
с тягачом |
||
Бульдозеры с неповоротным отвалом |
||||||
ДЗ-42Г ДЗ-101А ОБГН-4 ОБГН-4М Б10МБ-2121 Б10М.0100Е ТС-10 ДЗ-162 ДЗ-54 ДЗ-27 ДЗ-110А ДЗ-35 ДЗ-35С ДЗ-158 ДЗ-34С ДЗ-118 ДЗ-124ХЛ ДЗ-59 ДЗ-141ХЛ |
ДТ-75М Т-4АП2 Т-4А.01 Т-4АП2.01 Т-10МБ Т-10М ТС-10 ДТ-75Н Т-100МЗ Т-130 Т-130 Т-180 Т-180Г Т-25.01 ДЭТ-250 ДЭТ-250М Т-330 Т-330 Т-500 |
2,87 2,51 2,16 1,71 1,85 1,99 2,06 6,91 3,98 4,87 8,046 8,615 |
7,985 10,15 9,97 10,33 19,56 16,76 16,5 9,82 13,71 13,35 16,02 17,065 18,76 40,51 31,38 34,8 46,5 44,0 61,35 |
|||
Бульдозеры с поворотным отвалом |
||||||
ДЗ-42П ДЗ-17 ДЗ-19 ДЗ-28 ДЗ-109Б ДЗ-171.1 ДЗ-25 ДЗ-35Б ДЗ-60ХЛ |
Д75Д Т-100МЗ Т-100МЗБГ Т-130.1.Г-1 Т-130.1.Г-1 Т-170 Т-180ГП Т-180КС Т-330 |
4,73 2,25 3,96 8,42 |
7,43 17,1 16,32 16,28 16,5 19,32 17,9 44,69 |
|||
Бульдозер (рис. 2.8) состоит из базовой машины и навесного рабочего оборудования. Бульдозерное оборудование включает в себя отвал 2 с ножами 1, толкающее устройство, состоящее из основной рамы 3, двух толкателей 7 и гидросистемы управления отвалом 6. Толкающее усилие, развиваемое двигателем трактора 5, через толкающее устройство передается на отвал, который ножами срезает грунт. Толщина срезаемой стружки регулируется гидроцилиндрами 4 подъема и опускания отвала.
При резании грунта бульдозер перемещается на рабочей скорости, обычно соответствующей первой передаче, с целью получить возможно большее тяговое усилие. Для сокращения продолжительности цикла желательно предельно сокращать путь копания, для чего грунт следует разрабатывать с возможно большей толщиной стружки. Рекомендуется при разработке слабых грунтов применять прямослойную схему резания грунта, в плотных грунтах – клиновую или гребенчатую схему.
Рис. 2.8. Бульдозер с поворотным отвалом
1 – нож; 2 – отвал; 3 – рама; 4 – гидроцилиндры подъема отвала;
5 – трактор; 6 – гидроцилиндры поворота отвала; 7 – толкатель
После образования перед отвалом призмы грунта его транспортируют при переднем ходе на расстояние и одновременно подрезают. Подрезанием компенсируются потери грунта, высыпающегося из призмы по бокам отвала. При подходе к месту отсыпки отвал поднимают, призма грунта ссыпается, образуя штабель. С поднятым отвалом бульдозер на максимально возможной скорости возвращается в забой задним ходом (при небольших расстояниях передвижения) или передним ходом с разворотами.
В последнее время некоторые модели неповоротных и поворотных гидравлических бульдозеров снабжаются автоматизированными системами управления отвалом «Копир-Автоплан-10» и «Комбиплан-10», осуществляющими автоматическую стабилизацию заданного положения отвала при выполнении окончательных планировочных работ. Эти системы имеют ту же элементную основу, что и рассмотренные выше системы управления скреперами.
Система автоматики «Копир-Автоплан-10» установлена на бульдозере с поворотным отвалом ДЗ–109Б–1 (рис. 2.9). Система «Комбиплан-10» установлена на бульдозерах с неповоротным отвалом ДЗ–110А–1 и ДЗ–110В–1.
Рис. 2.9. Аппаратура системы "Копир-Автоплан-10"
1 – источник лазерного излучения; 2 – фотоприемное устройство (ФПУ); 3 – механизм перемещения (МП) с датчиком обратной связи;
4 – тахогенератор (ТГ); 5 – датчик ДКБ; 6 – пульт управления;
7 – аккумулятор
Техническая производительность бульдозера при резании и перемещении грунта, м 3 /ч, определяется по формуле
П Т = 3600 V пр К У К С / Т Ц, (2.21)
где V ПР – геометрический объем призмы волочения грунта (в плотном теле), м 3 ;
V ПР = 0,5 L H 2 / ctgφ o K p , (2.22)
где L, H – соответственно длина и высота отвала; φ о – угол естественного откоса при перемещении материала (среднее значение φ о = 30°; ctg φ o = 1,73); К Р – коэффициент разрыхления грунта (для грунта 1-й группы равен 1,1; 2-й группы – 1,2; 3-й группы – 1,3); К У – коэффициент, учитывающий влияние уклона местности (табл. 2.22); К С – коэффициент сохранения грунта при его транспортировке:
К С = 1 – 0,005 S в , (2.23)
где S в – дальность перемещения (возки) грунта, м; Т Ц – продолжительность цикла, с:
Т Ц = S p / v p + S B / v B + S 0 / v o + Σ t, (2.24)
где S P , S B , S O – длина соответственно пути резания, возки грунта и обратного хода, м; S O = S P + S B ; v P , v B , v O – скорость трактора при резании, перемещении грунта и обратном ходе, м/с, (табл. 2.23); Σt – время на переключение передачи, опускание отвала, остановки в начале и конце рабочего хода и др. вспомогательные операции (в среднем Σ t = 15…20 с).
Длина пути резания грунта
S p = V пр / Lh c (2.25)
где V ПР – объем призмы волочения грунта, м 3 ; L – длина отвала бульдозера, м; h С – толщина срезаемого слоя грунта, м, (табл. 2.23).
Таблица 2.22
Влияние уклона местности на производительность бульдозера
Направление резания |
Значение коэффициента К У при уклоне местности, % |
||||
Под уклон |
|||||
На подъем |
0,85 |
Таблица 2.23
Основные технологические параметры работы бульдозера
Группа грунта |
Тяговый класс бульдозера |
Толщина резания грунта, см |
Скорость, м/с, при |
|||||||||||||||||||||||||||||
резании грунта |
груженом ходе |
обратном ходе |
||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СБОРНИК ВЫПУСК IV Карта трудового процесса Срезка
растительного слоя грунта КТП-4.04-2001 Москва Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве автомобильных дорог. Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда. Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих. Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой. Ответственный за выпуск А.А. Морозов. . Область и эффективность применения карты |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Величина показателей |
|||||||||||||||||||||||||||||
Выработка на 1 чел.-день |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Затраты труда на срезку 1000 м 2 растительного слоя |
Наименование |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Бульдозер Д-259, ДЗ-18 (Д-493А) |
. Приемы труда
|
Преодоление сопротивления изменениям
Мерчандайзинг — формирование импульса покупки Факторы, вызывающие спонтанную импульсную покупку
Проектно-ориентированная система управления в организации
Актуальный бланк удостоверения по электробезопасности
Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности услуг дс Оценка показателей изделия по выбранным параметрам