Расчет для смп по 44 фз. Совокупный годовой объем закупок: для чего он нужен и как его рассчитать? Расчет для бюджетного учреждения

  • 10.04.2024

При этом цена одного контракта не должна превышать 100000 рублей. Такие ограничения не применяются при закупке товаров и услуг, необходимых для потребности сельских поселений. СГОЗ в этом случае можно определить по следующей формуле: Чтобы понять принцип расчета, разберем пример. Государственная организация имеет СГОЗ в размере 3 миллионов рублей. Для закупки у единственного поставщика можно использовать не более 5%. В нашем примере 5% составляет 150 тысяч рублей. Этой суммы для покрытия потребностей недостаточно. Поэтому в этом случае заказчику выгоднее использовать предел в 2 миллиона рублей. Тогда организация получит возможность проводить закупки до 100 тысяч рублей напрямую. Оставшийся от первоначальной суммы (3 млн.) миллион организация может потратить для проведения закупок другими способами.

Порядок расчета совокупного годового объема закупок

Понятие СГОЗ присутствует лишь в Законе N 44-ФЗ, и спортивным организациям нужно знать, что это такое и как его рассчитать, ведь от него многое зависит.Согласно п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ СГОЗ — это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с названным Законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала этого финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.Отметим: данное определение было введено в Закон N 44-ФЗ Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ <1 ввиду того, что существовали споры по поводу включения сумм длительных контрактов, заключенных в предыдущем году и продолжающих исполняться в текущем.

Совокупный годовой объем закупок

Закона N 44-ФЗ). К сведению. В настоящее время форма и порядок размещения отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций не утверждены. * * * Подводя итог, еще раз подчеркнем, что СГОЗ достаточно важен, поэтому нужно со всей ответственностью отнестись к его исчислению во избежание ошибок при определении объема средств, которые спортивное учреждение может потратить на закупку у единственного поставщика, субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также закупку путем проведения запроса котировок.

Как правильно рассчитать сгоз по 44-фз

Если эта сумма меньше, заказчику достаточно назначить специалиста, который будет осуществлять закупку товаров и услуг. Такое правило прописано во второй части статьи 38 44-ФЗ.

Форум института госзакупок (москва)

Понятие совокупного годового объема закупок (СГОЗ) устанавливается статьей 3 44-ФЗ. Расчет этого показателя помогает оценить деятельность организации и отчитаться перед контролирующими органами.

Важно

Поэтому каждому заказчику необходимо помнить особенности этого показателя. СГОЗ — что это такое Под совокупным годовым объемом закупок понимается общее количество финансовых средств, которые выделяются учреждению для приобретения необходимых товаров и услуг.

Оно определяется на финансовый год. Эти средства предназначены для оплаты контактов, которые заключены до начала отчетного периода и подлежат оплате в рассматриваемом финансовом году. Объем выделяемых денежных средств должен быть утвержден в смете или плане хозяйственно-финансовой деятельности.

Расчет этого показателя проводится при помощи суммирования определенных строк сметы или плана.

Как рассчитать сгоз по 44-фз?

СГОЗ). Это не случайно, ведь от его величины зависят и решения о создании контрактной службы, определение объема денежных средств, которые может потратить учреждение на осуществление закупок у единственного поставщика или проведение запроса котировок. Сегодня мы расскажем о том, что же такое СГОЗ и как его правильно определить для различных нужд.
Что такое СГОЗ и для чего он нужен? Как мы с вами знаем, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) проводится спортивными организациями на основании Федеральных законов от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).

Совокупный годовой объем закупок (сгоз)

N 44-ФЗ).По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и разместить его в единой информационной системе до 1 апреля года, следующего за отчетным. В данный отчет заказчик включает информацию:- о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями;- о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;- о договорах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, заключенных с субподрядчиками или соисполнителями, если заказчиком в извещении было установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа таких организаций (ч.

Согласно названной форме в плане-графике отражаются лишь закупки на текущий финансовый год, а закупки, перешедшие с предыдущего года, в нем отражать не надо. Поэтому СГОЗ нужно рассчитывать по формуле: контракты, контракты, заключенные заключенные в контракты, заключенные в текущем финансовом предыдущих в текущем финансовом году, исполняемые вСГОЗ = финансовых годах, + году, полностью + текущем и последующих в части, исполняемые и годах, в части, подлежащей оплате подлежащие оплате в подлежащей оплате в в текущем этот период текущем году финансовом году <2 Федеральный закон от 31.12.2014 N 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Разберем эту формулу на примере. У спортивной организации СГОЗ равен 3 000 000 руб.

Теперь все ясно и понятно: если контракт заключается в текущем году и будет исполняться в течение нескольких лет, в СГОЗ войдет лишь та часть суммы контракта, которая в соответствии с доведенными лимитами (для бюджетных учреждений — в соответствии с планами финансово-хозяйственной деятельности) будет оплачена в текущем году. <1 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Почему важно правильно определить размер СГОЗ? Потому что от него зависят:1) расчет объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Напомним, что согласно ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у данных организаций в объеме не менее чем 15% СГОЗ;2) необходимость создания контрактной службы.

Как рассчитать сгоз с учетом части 1 1 статьи 30 федерального закона

Однако для расчета СГОЗ в целях определения суммы средств, которые спортивное учреждение должно потратить на закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, данная формула не подойдет.Напомним, что в силу ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% СГОЗ путем:- проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Минфин также разъяснил необходимость включать в СГОЗ денежные средства на оплату контракта при заказе у единственного поставщика на сумму не выше 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93). Какие сведения не включаются На основании ч. 1 ст. 30 имеется список госзаказов, которые не входят в расчет показателя.

Это госзакупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО):

  1. Для обороны и безопасности страны.
  2. По предоставлению кредитов.
  3. В области использования атомной энергии.
  4. У единственного поставщика на основании ч. 1 ст. 93 закона.
  5. При закрытых способах определения поставщика.

Цели СГОЗ Учитывая совокупный годовой объем закупок, статья 44 ФЗ о контрактной службе (ч. 1 ст.

Внимание

Разработка методики расчета СГОЗ была инициирована законодателями в связи с большим количеством споров, которые ходили вокруг необходимости включения стоимости долгосрочных контрактов, оформленных в прошлом году и исполняющихся в текущем. После введения этого термина ситуация разъяснилась. Если договор оформлен в текущем году, а его исполнение запланировано на следующий, то в СГОЗ включается только та сумма, которая оплачивается в нынешнем отчетном периоде.


Как рассчитать СГОЗ по 44-ФЗ Определение СГОЗ играет немаловажную роль в планировании закупок товаров и услуг. Этот показатель необходим для следующего:
  1. Принятия решения о необходимости формирования контрактной службы.


    Если окажется, что СГОЗ превосходит сто миллионов рублей, то создание контрактной службы необходимо.

Совокупный годовой объем закупок - понятие относительно новое для российского законодательства, оно стало использоваться только в рамках Закона о контрактной системе, в 94-ФЗ привязки к СГОЗ не было.

Статья 3 44-ФЗ. Совокупный годовой объем закупок — это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Каждый год происходит одно и то же: разыгрываются контракты на следующий год. Но это нужно делать, когда доведены бюджеты. Однако вся страна немного нарушает Бюджетный кодекс, перезаключая необходимые договоры на непрерывные услуги. Конец осени и декабрь — время заключения контрактов, которые должны быть заключены и оплачены в следующем году. Контракт может быть заключен в 2016 году, но бюджет под него может быть выделен на 2017 год. Есть исключения в бюджетном законодательстве, когда контракт может исполняться в течение нескольких финансовых лет.

Для чего СГОЗ используется в законодательстве?

  1. Определения объема закупок у СМП и СОНКО. Речь идет о статье 30 Закона 44-ФЗ, где предусмотрен алгоритм расчета преференций.
  2. Расчет лимита закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Пункт 4 и 5 части 1 статьи 90 Закона 44-ФЗ. Периодичность таких закупок не установлена законом, но есть определенный объем расчета данного лимита. Это может быть фиксированная сумма (2 млн рублей) или установление процента от годового объема закупок (5% или не более 50 млн рублей в год).
  3. Определение лимита закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок. Эта процедура простая и быстрая, но есть ограничения на проведение: общий объем таких процедур - не более 10% от СГОЗ.
  4. Образование контрактной службы заказчика. Это важно, так как если СГОЗ превышает 100 млн рублей, то заказчик обязан создать контрактную службу. Если менее этой суммы или равно ей — заказчик вправе создать контрактную службу, но обязан иметь должностное лицо, которое сможет заниматься закупками.

Общий объем финансового обеспечения

  • Понятие общего объема финансового обеспечения включает в себя лимиты бюджетных обязательств, выделенные заказчику (государственные, муниципальные органы, казенные учреждения), а также может включать в случае наличия финансирование, которое осуществляется в рамках действия плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений (предоставленные субсидии на выполнение государственного задания). См. письмо Минэкономразвития России от 22.07.2016 № Д28и-1880.
  • Рассчитывать совокупный годовой объем закупок с учетом фактически затраченных на оплату контрактов денежных средств в текущем финансовом году неправомерно (письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2898).

Соотношение СГОЗ и плана-графика

  • СГОЗ и план-график не совпадают и не должны совпадать. Это разные понятия и они рассчитываются по-разному. План-график создается на календарный год, а СГОЗ связан с финансированием в текущем году. Если контракты пойдут в декабре 2016 года, то финансирование будет в 2017 году, поэтому они входят в СГОЗ по 2017 году. План-график можно менять неограниченное количество раз, так как есть множество причин для изменения. Это может быть и изменение лимитов бюджетных обязательств. Тогда и пересчитывается СГОЗ. Внебюджетные средства: это двойной режим закупок, когда средства можно рассчитывать по 223-ФЗ. При разделении закупок начинается разделение функций персонала и планирования. Нужно понимать, что не все внебюджетные средства выходят за рамки 223-ФЗ. Вопрос учета внебюджетных доходов в СГОЗ является дискуссионным, так как средства не всегда включаются в СГОЗ. Минэкономразвития настаивает на том, что речь идет об общем объеме и если речь идет о плане закупки, тогда эти средства должны учитываться в СГОЗ.
  • Информация об осуществлении закупки подлежит включению в план-график размещения заказов того года, в котором размещено извещение об осуществлении закупки.
  • План-график может меняться в том числе при изменении выделяемых заказчику лимитов бюджетных обязательств (предоставляемых субсидий).

В таком случае при изменении плана-графика корректируется также и совокупный годовой объем закупок заказчика (письмо Минэкономразвития России от 30.03.2015 № ОГ-Д28-4322).

СГОЗ и внебюджетные средства

  • Если бюджетное учреждение не имеет положения о закупке согласно Закону № 223-ФЗ, то внебюджетные средства расходуются по правилам Закона № 44-ФЗ.
  • Следовательно, внебюджетные средства должны быть учтены в составе совокупного годового объема закупок.

СГОЗ и оплата кредиторской задолженности

  • В случае возникновения кредиторской задолженности в финансовом году, в котором осуществляется ее выплата, такая сумма учитывается в СГОЗ указанного года (письма Минэкономразвития России от 06.05.2015 № Д28и-1274, от 10.06.2016 № ОГ-Д28-7244). Здесь вопрос решается не в зависимости от даты заключения контракт, а из бюджета какого года осуществляется выплата задолженности.
  • Кредиторская задолженность входит в СГОЗ того года, за счетов лимитов которого она оплачивается (письмо Минэкономразвития России от 28.03.2016 № Д28и-746).

СГОЗ и возмещение по авансовым отчетам подотчетным лицам

  • В совокупный годовой объем закупок включаются все закупки, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд, а под отчет в рассматриваемом случае денежные средства выделяются на приобретение товаров для заказчика. Это ежедневная потребность любой организации, когда необходимо выдать деньги сотруднику, а сотрудник отчитывается в бухгалтерии. Вычитать эти деньги из СГОЗ никакого основания нет.
  • Возмещения по авансовым отчетам подотчетным лицам на приобретение товаров для учреждения за наличный расчет должны быть включены в совокупный годовой объем закупок.

Особенности определения объема закупок у СМП и СОНКО

Важно помнить, что штраф для меньший объем закупок — 50 000 рублей, давность правонарушения — с 31 декабря подотчетного года. Год привлечения к ответственности начнет считаться только с 1 января следующего года.

Алгоритм действий заказчика:

  • Рассчитать совокупный годовой объем закупок.
  • Вычесть суммы на оплату закупок по обороне, кредитам, атомной энергии, единственному поставщику и закрытым закупкам.
  • Рассчитать 15% от полученного результата. Именно эта сумма должна уйти на закупки у СМП и СОНКО.
  • Пересчитывать полученный объем при заключении контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся процедур.

Существует еще одна проблема — признание конкурентной закупки несостоявшейся. Ранее по 94-ФЗ в этом случае заказчик отдавал контракт единственному участнику данной процедуры. Когда есть один участник, то закупку признают несостоявшейся. Также есть согласование заключения контракта с контрольным органом. Эта процедура согласования введена для дополнительного контроля за действиями заказчика.

Как только эта процедура начала применяться, в ФАС стало поступать слишком много обращений. Поэтому сейчас согласованию подлежит только заключение контракта с единственным участником или единственным поставщиком. К примеру, запрос котировок проводится для СМП и для СОНКО, по факту остается одна заявка. Можно отдать контракт ей без согласования с контрольным органом, но получается абсурдная ситуация — появление единственного поставщика, когда 15% в течение года нужно пересчитывать. Чтобы не пересчитывать 15%, была просьба учитывать данную ситуацию в законе, но пока поправки не было.

Расчет лимита закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

«Стотысячные» закупки по выбору заказчика составляют:

  • либо 2 млн руб. в год,
  • либо 5% от СГОЗ, но всего не более 50 млн руб. в год.

Минэкономразвития России неоднократно разъясняло, что периодичность таких закупок Законом № 44-ФЗ не установлена. Однако существует практика привлечения заказчиков к административной ответственности за ошибочный выбор способа закупки («дробление» закупок).

  • «Четырехсоттысячные» закупки составляют 50% от СГОЗ, но всего не более 20 млн руб. в год.

Расчет лимита закупок, осуществляемых путем запроса котировок

  • Закупки посредством запроса котировок составляют не более 10% от СГОЗ, но всего не более 100 млн руб. в год.
  • Если запрос котировок признан несостоявшимся в связи с наличием единственной заявки, контракт заключается на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то есть с единственным поставщиком. Такой контракт не входит в состав десятипроцентного лимита.
  • Годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить путем проведения запроса котировок (10%), рассчитывается по сумме оплаченных контрактов от общего объема финансового обеспечения соответствующего года, за счет которого производилась оплата указанных контрактов (письмо Минэкономразвития России от 04.04.2016 № ОГ-Д28-4271).

Образование контрактной службы заказчика

  • Контрактная служба должна быть образована заказчиком, СГОЗ которого превышает 100 млн руб. Если менее — есть только право образовать контрактную службу и обязанность назначить контрактного управляющего. Контрактная служба часто похожа на комиссию, то есть их назначают, но функции не выполняются.
  • Контрактная служба может быть отдельным структурным подразделением.
  • Если контрактная служба не образована как отдельное структурное подразделение, то ее возглавляет руководитель заказчика или один из заместителей руководителя.
  • Минимальное число работников контрактной службы составляет 2 человека.

Вопросы участников

Муниципальное унитарное предприятие, бюджетных средств не получает. Закупки ведутся на деньги от хозяйственной деятельности. В чем логика? МУПы переводят на 44-ФЗ, а бюджетные учреждения получили право работать по 223-ФЗ.

Логики нет. Принятие закона было очень быстрым, законопроекту предшествовал доклад ФАС в сентябре 2014 года, где говорилось о том, что закупки неэффективны. С конца 2014 года начала муссироваться идея перевода унитарных предприятий на 44-ФЗ. Таким образом, унитарные предприятия находятся в худшем положении, чем бюджетные учреждения. Но официальные органы молчат, ни одного официального разъяснения не было написано. В законе также есть ошибка, где положение о закупке предполагает гранты (которых не может быть), которые можно перевести на 223-ФЗ, если информация будет на официальном сайте до 31 декабря. Но положение нужно разместить новое. Закон обязывает совершить определенные действия до его вступления в силу.

Будет ли нарушением, если в организации нет должности «контрактный управляющий», а просто обязанности наложены на одного из сотрудников?

Нет, это не нарушение.

Работа ведется по 223-ФЗ, как правильно рассчитать СГОЗ?

Нужно подождать разъяснений. Некоторые заказчики используют понятие «совокупный годовой объем заключенных договоров». Но важно, что фактическая сумма не может отражать реального исполнения договоров.

Кто должен утверждать план-график для МУПа?

Либо руководитель, либо иное лицо, уполномоченное доверенностью. Есть общее правило для всех учреждений.

Необходимо ли утверждать СГОЗ локальным актом заказчика?

Учреждение работает по 223-ФЗ и 44-ФЗ. В 2017 году есть план полностью перейти на 44-ФЗ. Как правильно это сделать, ведь положение по 223-ФЗ уже размещено?

Если положение о закупках уже размещено на официальном сайте, то убрать его оттуда можно только на основании решения суда либо предписания контрольного органа. Здесь неясно, с кем судиться и по какому поводу должно быть предписание. Но ФАС не может выдавать предписания без факта нарушения. Можно разместить положение о закупке в новой редакции и написать, что положение о закупке с 1 января 2017 больше не применяется.

При расчете объема закупок у СМП и СОНКО из СГОЗ вычитается сумма, приходящаяся на единственного поставщика по фактическим суммам или первоначальным?

Первоначальным.

Учитываются ли в СГОЗ командировочные расходы, возмещенные авансовым отчетом?

Нет, командировки вообще не учитываются как закупки, так как расходы на командировку — это категория «гарантии и компенсации».

Можно назначить контрактным управляющим в детском саду воспитателя с высшим образованием, который прошел повышение квалификации по 44-ФЗ в объеме 144 часов?

Можно, но когда воспитатель будет выполнять свою основную работу? К сожалению, законодательство о закупках не коррелирует с Трудовым кодексом.

Политика государства по поддержке малого бизнеса нашла свое отражение и в законе № 44-ФЗ. Бюджетные организации обязали проводить часть закупок у субъектов малого предпринимательства (далее - СМП). Минимальный объем закупок у СМП установлен законом на уровне 15% от совокупного годового объема закупок (далее - СГОЗ). Для определения поставщика при закупках у СМП используются конкурсные способы, например, открытый конкурс, двухэтапный конкурс, электронный аукцион и другие. Кроме того, можно установить для участника закупок, который не является СМП, требование о том, что он обязан привлечь в качестве субподрядчика тех, кто относится к таковым. Такие закупки приравниваются к закупкам у СМП.

Обратите внимание! У организаций и ИП теперь нет обязанности представлять документы, подтверждающие принадлежность к СМП. Достаточно получить от них документ-декларацию о том, что компания или ИП являются СМП, при этом заказчик не обязан проверять достоверность данной декларации.

ШАГ 1. Определяем СГОЗ

Расчет можно провести по следующей формуле:

СГОЗ = a + b + c,

где a - сумма по контрактам, которые заключены в предыдущие годы, но оплата по ним будет производиться в текущем году;

b - сумма по контрактам, которые заключены в текущем году и должны быть исполнены и оплачены также в этом году;

c - сумма по контрактам, которые заключены в текущем году и должны быть оплачены, в том числе, в текущем году, а также в последующих годах, но лишь в части той оплаты, которая должна быть произведена в текущем году.

Обратите внимание! В СГОЗ не включаются суммы по контрактам, извещение о заключении которых размещались на сайте госзакупокдо 01.01.2014.

Пример

  • в 2013 году - на сумму 1 200 000 рублей (оплачивается в 2013 году 600 тысяч рублей и в 2014 году 600 тысяч рублей) - извещение о проведении аукциона было размещено на сайте госзакупок в 2013 году;
  • в 2014 году - на сумму 400 000 рублей (оплата по контракту должна быть в 2014 году);
  • в 2014 году - на сумму 1 500 000 рублей (из которых 500 000 рублей оплачивается в 2014 году, а оставшийся 1 000 000 рублей - в 2015 году).

Соответственно, СГОЗ на 2014 год будет рассчитываться следующим образом:

СГОЗ = 400 000 рублей + 500 000 рублей = 900 000 рублей.

ШАГ 2. Вычитаем исключения

Согласно закону для расчета объема закупок у СМП из СГОЗ необходимо исключить закупки, которые связаны с оборонным заказом, предоставлением кредитов, атомной энергией, а также закупки у единственного поставщика и те, которые стали результатом закрытых способов определения поставщика (ч. 1.1 ст. 30 закона).

Пример

ДОО "Березка" заключила в 2014 году контракт с единственным поставщиком на сумму 300 000 рублей. СГОЗ на 2014 год составляет 5 000 000 рублей.

Сумма для расчета минимального объема закупок у СМП будет составлять 4 700 000 рублей.

ШАГ 3. Расчет 15%

От суммы, полученной в результате двух предыдущих операций, необходимо высчитать 15%.

Пример

4 700 000 рублей *15/100= 705 000 рублей

На данную сумму и необходимо будет закупиться у СМП.

Обратите внимание! Сумма закупок у СМП может меняться в течение года. Это связано с тем, что в течение финансового года могут быть заключены контракты с единственными поставщиками в результате несостоявшихся конкурентных процедур определения поставщика (п. 25 ч. 1 ст. 93 закона). А финансирование по данным контрактам не включается в СГОЗ для определения нормы закупок у СМП. Поэтому придется пересчитывать полученную норму закупок.

Пример

ДОО "Березка" должна осуществить госзаказ у СМП на сумму 705 000 рублей. Был проведен открытый конкурс, который не состоялся по причине того, что в нем принял участие всего один участник. В результате был заключен контракт с единственным поставщиком на сумму 500 000 рублей. Соответственно для расчета 15% будет применятьсяуже сумма не 4 700 000 рублей, а сумма 4 700 000 рублей - 500 000 рублей = 4 200 000 рублей. А сама норма закупок у СМП будет составлять 630 000 рублей.

ШАГ 4. Отчет

До 01 апреля необходимо разместить в ЕИС отчет о заключенных контрактах с СМП. В него также необходимо включить информацию о несостоявшихся процедурах при определении поставщика с участием СМП. Форма данного отчета и порядок его размещения должны быть разработаны Правительством РФ.

Как рассчитать объем закупок у СМП автоматически?

Это делается с помощью бесплатной версии программы "Эконом-Эксперт". Скачать программу можно

4 июня т.г. в Закон № 44-Фз внесены изменения. Во многом изменения концептуальные и продиктованы сложившейся ситуацией, при которой закупка простейшей продукции на незначительные суммы требовала существенных, часто экономически необоснованных трудовых и финансовых затрат.

В новой редакции Закон № 44-ФЗ введено понятие совокупного годового объема закупок. Данный термин полностью заменил понятие совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком, исходя их которого осуществлялись расчеты допустимых лимитов неконкурентных закупок, а также закупок у субъектов малого предпринимательства. Новый порядок и условия проведения последних предлагаем рассмотреть в настоящей статье.

И так, закупки у субъектов малого предпринимательства по новым правилам. Сразу же отметим, что все изменения в сфере предоставления данной преференции вступают в силу с 1 января 2014 года, т.е. фактически распространяются на отношения, возникшие до принятия поправок в Закон № 44-ФЗ.

Необходимый минимальный объем закупок у субъектов малого предпринимательства сохранен на прежнем уровне - 15%. Но расчет данного удельного веса осуществляются от иного объема финансовых средств: от совокупного объема закупок уменьшенного на стоимость закупок, которые изначально не предусмотрены для размещения у субъектов малого бизнеса.

Начнем по порядку.

1. Совокупный годовой объем закупок (п. 16 ст. 3 Закона 44-ФЗ) - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году. Проще говоря, это объем средств, выделенных для финансирования закупок заказчика в 2014 году, а также стоимость тех контрактов, которые заказчик предусмотрительно заключил в 2013 году по правилам Закона № 94-ФЗ, финансируемых на средства 2014 года.

А теперь сравните. Ранее, до внесения указанных изменений, для расчета минимального лимита закупок у малого бизнеса использовался совокупный годовой объем закупок, предусмотренный планом-графиком. При этом договора, заключенные в 2013 году с финансированием в 2014 году в указанный совокупный годовой объем не включались (данная позиция Минэкономразвития изложена в письме от 31.12.2013 N Д28и-2420).

В результате получаем, что мы, как законопослушные специалисты, правильно составили план-график на 2014 год, т.е. без учета закупок 2013 года, получили сумму = х, посчитали от нее 15% (х*15%) и спланировали какие закупки объявим у СМП.

Теперь, после внесения изменений, нам необходимо снова рассчитать совокупный годовой объем закупок. Теперь он уже не будет = х, а будет = х + у, где у - это контракты 2013 года, которых мы, с целью упрощения себе жизни после 1 января 2014 года, заключили на максимально возможные суммы в 2013 году (некоторые, кстати, продолжают заключать такие договора и сегодня). Наглядный расчет приведен в Таблице 1.

Таблица 1

Первоначальная редакция

Закона №44-ФЗ

Новая редакция
Закона №44-ФЗ

СГОЗпоПГ = Х,

где СГОЗпоПГ - совокупный годовой объем закупок по плану графику;

Х - сумма начальных (максимальных) цен контрактов, планируемых для заключения в 2014 году по итогам конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, а также цен контрактов, заключаемых с единственными поставщиками (монополисты, малый объем, до 400 тыс. руб. и т.д.)

СГОЗ = Х + Y, где
СГОЗ - совокупный годовой объем закупок (понятие, введенное а Закон №44-ФЗ);
Х - сумма начальных (максимальных) цен контрактов, планируемых для заключения в 2014 году по итогам конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, а также цен контрактов, заключаемых с единственными поставщиками (монополисты, малый объем, до 400 тыс. руб. и т.д.);
Y- сумма цен контрактов, заключенных по итогам конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, состоявшихся в 2013 году с финансированием в 2014 году, а также все закупки у единственного поставщика (монополисты, до 100 тыс. руб.. до 400 тыс. руб. и т.д.), осуществленные в 2013 году на деньги 2014 года

И так, мы рассчитали совокупный годовой объем закупок согласно новой редакции Закона № 44-ФЗ и поняли, что он существенно увеличился, а следовательно вырос минимально необходимый процент закупок у субъектов малого предпринимательства. В принципе это так. Но окончательный объем закупок, необходимый для расчета удельного веса закупок у СМП, мы еще не получили.

Законодатель, готовя последние изменения, подумал о нас и решил поступить справедливо: для расчета 15% лимита предлагается исключить из совокупного годового объема закупок, стоимость тех контрактов, заключать которые с субъектами малого предпринимательства нецелесообразно или такое заключение трудно проконтролировать и учесть.

В результате, для расчет суммы, от которой предлагается считать минимальный объем закупок у СМП, законодатель предписывает из совокупного годового объема закупок вычесть закупки:

1) для обеспечения обороны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ ;
4) работ в области использования атомной энергии;
5) закрытыми способами (гостайна).

На первый взгляд все логично и продиктовано многолетней практикой осуществления закупок у СМП, в том числе, в рамках Закона №94-ФЗ. Все мы помним, как небольшие заказчики, объем закупок которых вполне укладывался в закупки до 100 тыс. руб. в квартал с соблюдением правил одноименности, штрафовались за несоблюдением минимального объема закупок у СМП. Теперь всё отлично. Закупаешь в течение года только для нужд обороны (или в области атомной энергии, или всё у единственного поставщика), можешь не закупать у малого бизнеса.

Но необходимо отметить, что законодатель для получения расчетной суммы закупок у СМП из совокупного годового объема закупок исключает только закупки у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, "забывая" при этом о контрактах с единственным поставщиком, заключенных в 2013 году по правила Закона №94-ФЗ.

Получается следующая формула:
S = СГОЗ (или Х+Y) - Z , где

S - расчетный объем закупок, от величины которого путем умножения на 15% исчисляется минимальный объем закупок у СМП,

СГОЗ (или X+Y) - см. Таблицу 1,

Z - закупки у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, т.е. закупки естественных монополий, коммунальных услуг, на сумму до 100 тыс. руб., до 400 тыс. руб., а также иные, но обязательно осуществленные в 2014 году на деньги 2014 года. Т.к. осуществить закупки в соответствии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ в 2013 году юридически было невозможно.

Заметим, что законодатель не делает оговорки по вопросу несостоявшихся торгов, которые также заключаются с единственным поставщиком на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, стоимость контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся торгов также подлежит исключению из совокупного годового объема закупок для расчета минимально необходимой начальной цены контрактов с субъектами малого предпринимательства.

Кроме того, согласно Заключительных положения (ч.30 ст. 112) расчет совокупного годового объема закупок для целей размещения у субъектов малого предпринимательства рассчитывается без учета конкурентных торгов, объявленных в 2013 году, исполнение по которым приходится на 2014 год.

В результате, мы наблюдаем неплохую, на первый взгляд, попытку разработчиков изменений в Закон №44-ФЗ решить проблемы осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, но, к сожалению, реализация данного эксперимента пострадала. Во многом из-за не учета для вычета из совокупного годового объема закупок стоимости контрактов, заключенных с единственным поставщиков в 2013 году на 2014, а также необоснованного вычета сумм по несостоявшимся закупкам.

Определить объем закупок - это значит найти оптимальный размер заказа (ОРЗ), т. е. тот уровень, при котором достигается максимальное использование складских помещений, минимизируются издержки хранения запасов, оптимизируются условия повторных заказов. Все эти факторы тесно связаны между собой. ОРЗ можно рассчитать по формуле

ОРЗ=(2*V*P)/(C*S)

где: V - годовой объем потребления;

Р - стоимость одного заказа (административные расходы, оплата труда

персонала);

С - стоимость единицы продукции из заказанной партии;

S - издержки хранения единицы продукции на складе.

Продукция А: высокая стоимость - небольшой объем хранения

Продукция В: средняя стоимость - средний объем хранения

Продукция С: низкая стоимость - большой объем хранения

Допустим, фирма использует 1000 единиц продукции за год (V) по 5000 руб. каждая (С). Делопроизводство, телефонные переговоры, содержание персонала в пересчете на один заказ составляют 20 000 руб. (Р). Хранение на складе одной единицы продукции обойдется в 500 руб. (5). Тогда:

ОРЗ=(2*1000*20000)/(5000*500)=16

Оптимальный заказ в данном случае составит 16 единиц. В течение года придется сделать 62,5 таких заказов (1000/16), то есть каждые 5-6 дней один заказ из 16 единиц – это оптимально при данных условиях.

Поскольку при хранении на складе капитал фирмы омертвляется, необходимо вести учет закупкам и вести анализ запасов по правилу АВС.

Продукция А наиболее ценная, на которую приходится примерно 75-80% общей стоимости запасов на складе, но составляет лишь 10-20% общего количества находящейся на нем продукции.

Продукция В средняя по стоимости (примерно 10-15% стоимости запасов), но в количественном отношении составляет 30-40% хранимой продукции.

Продукция С самая дешевая (примерно 5-10% стоимости запасов) и самая массовая (40-50% общего объема хранения).

На основе учета запасов можно построить кривую анализа АВС (рис. 7).

Доля продукции в общей

стоимости продукции

и хранения, %

Продукция В

Продукция С

Продукция А

Продукция А : высокая стоимость – небольшой объем хранения

Продукция В : средняя стоимость – средний объем хранения

Продукция С: низкая стоимость – большой объем хранения

Количество единиц на складе (% общего объема хранения)

Рис. 7. Кривая анализа АВС

Учет запасов и кривая анализа АВС позволяют сделать важные выводы:

Продукция А должна находиться под строгим контролем. Необходимы регулярный учет и, возможно, частые корректировки в планах его использования. Продукция этой группы – основная в вашем бизнесе.

Продукция В требует обычного контроля, налаженного учета и непрерывного внимания. Обычно это постоянно используемые вспомогательные материалы.

Продукция С нуждается в периодической проверке уровня запаса. К ней относятся инструменты, несложное оборудование, запасные части.

Зная все это, можно составить оптимальный заказ. Однако заказ, составленный на основе анализа АВС, будет действительно оптимальным, если не изменится спрос на продукцию вашей фирмы, останутся без изменений цены, тенденции, а также если производство не подвержено воздействию фактора сезонности. Если спрос потребителей колеблется, то следует воспользоваться методом сглаживания таких колебаний. Сглаживание достигается сравнением фактического потребления в предшествующем периоде и прогнозными значениями, рассчитанными для этого же периода.